СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Комментарии · 1579 Просмотры

Одним из приоритетных направлений социального блока Правительства Российской Федерации объявлено качественное изменение системы дошкольного образования.

Основными проблемами в дошкольном образовании (ДО) сегодня, практически на всей территории Российской Федерации, является дефицит мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях и нехватка персонала. Особенно остро этот дефицит проявляется для детей до двух лет, число мест для которых резко сократилось за последнее время и не достигает и нескольких тысяч по всей стране. Государство поэтому будет поддерживать развитие при образовательных организациях консультационных пунктов, которые обеспечивают сопровождение семей с маленькими детьми. Сегодня в регионах действует более 7 тыс. таких пунктов. Принципы образовательной политики определяются во многом особенностями регионального уровня, содержанием социально-экономической концепции развития субъектов Российской Федерации и кадровой спецификой региональных систем дошкольного образования.

Качественное изменение системы дошкольного образования объявлено приоритетным направлением социального блока работы Правительства Российской Федерации. Это связано с необходимостью улучшения в целом сложившейся на конец 2013 г. ситуации в сфере дошкольного образования. В среднем по России были устроены в детские сады лишь 55 – 70% дошкольников в зависимости от региона проживания. Несмотря на то, что шел некоторый рост количества новых дошкольных образовательных учреждений, численность детей (до 3 лет), нуждающихся в услугах ДОО также увеличивалась, и составляла (по данным Госкомстата) более 2717 человек. При этом дополнительной проблемой до сих пор остается устройство в детский сад ребенка от 1,5 до 3 лет. Группы для детей этого возраста очень востребованы, т.к. декретный отпуск после 1,5 лет не оплачивается. В первую очередь заинтересованы в этом матери, воспитывающие ребенка в одиночку. Лишь в ряде регионов, таких, например, как Приморский край, Самара, Пермь, Липецк, Красноярск, Смоленская область и некоторых других существует небольшая компенсация для родителей, чей ребенок не устроен в детский сад.  Это частично сглаживает остроту ситуации. Для решения сложившейся проблемы Правительством инициирована реализация мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования, которая  проводится по ключевым направлениям:

  • обеспечение доступности дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния здоровья;
  • обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых педагогов для работы в дошкольном образовании с учетом внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Комплекс мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования на 2015 год  включает следующие направления:

  • Приобретение оборудования для оснащения дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях
  • Создание дополнительных мест в дошкольных образовательных и иных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, за счет эффективного использования их помещений
  • Возврат в систему дошкольного образования зданий, используемых не по целевому назначению
  • Реконструкция зданий дошкольных образовательных организаций
  • Капитальный и текущий ремонт зданий дошкольных образовательных организаций
  • Строительство зданий дошкольных образовательных организаций, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования
  • Приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования
  • Поддержка развития негосударственного сектора дошкольного образования
  • Развитие иных форм предоставления дошкольного образования.

Для реализации первого направления (обеспечение доступности дошкольного образования) субъектам Российской Федерации было предложено разработать и представить на согласование в Минобрнауки России региональные «дорожные карты», содержащие в себе комплекс мер по модернизации дошкольного образования (далее МРСДО). На их основе регионам предоставляются субсидии МРДСО. Причем основное условие выделения финансирования из федерального бюджета – наличие в «дорожной карте» согласованных с Министерством образования и науки Российской Федерации комплексов мер, которые предусматривают достижение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет к 2016 году. Общий объем средств, выделенных на развитие дошкольного образования в 2013–2015 годах, по бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета составил 130 млрд. рублей. Финансирование со стороны регионов составило 82,2 млрд. рублей.[1] В 2015 г.[2], с учетом выполнения большей части запланированных мероприятий, выделено из федерального бюджета около 30 млрд. рублей, со стороны регионов – 12,7 млрд. Однако следует учитывать демографические показатели – количество детей в возрасте 0 – 7 лет неуклонно растет на 200 – 300 тысяч человек в год[3]:

Поэтому, с учетом растущих демографических показателей, выделяемые средства недостаточны (при расчете стоимости одного места 214,5 тыс. рублей (расчеты 2014г.). В целом по Российской Федерации доступность дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет по состоянию на 1 января 2016 года составляет 98,97%. (дефицит до 3-х лет). В 74 субъектах Федерации показатель доступности дошкольного образования составляет более 99%, в 6 – от 90 до 99%, в 5 – менее 90%[4]. Одна из причин того, что до сих пор мы имеем не 100% показатели - присоединение Крымского федерального округа (с 17 тысячами детей в очереди). Также численность детей дошкольного возраста увеличилась за счет притока детей беженцев и вынужденных переселенцев с Украины[5].

Анализируя степень выполнения задачи обеспечения доступности дошкольного образования, следует констатировать, что на 1 января 2016 г. рядом регионов она решена лишь частично[6]. Лишь в семи регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов РФ доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100%: Москва, Санкт-Петербург, Владимирская, Костромская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская области выполнили свои обязательства, и ликвидировали очередность в детские сады.

В 4 субъектах РФ по ЦФО и СЗФО показатель доступности дошкольного образования в возрасте от 3 до 7 лет составляет менее 98%. По данным на 20 октября 2015 года, в Калужской области он был равен 97,84%, в Курской – 97,84%, в Тульской – 97,68%, в Архангельской области – 97,35%[7]. В 6 субъектах показатель доступности менее 95%: Забайкальский край, республики Тыва, Ингушетия, Дагестан, Республика Крым и город Севастополь[8].

На сегодняшний день (на 31.12.2015) по направлениям «реконструкция зданий дошкольных образовательных организаций», «капитальный и текущий ремонт зданий дошкольных образовательных организаций», «строительство зданий дошкольных образовательных организаций, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования», сданы – 268 объектов, завершены – 7028, не завершены или просрочены 188 объектов. Из них в Дальневосточном федеральном округе – 11, Крымском – 26, Приволжском ФО – 47, Сибирском ФО – 17, Северо-Западном – 21, Северо-Кавказском – 22, Уральском – 8, Центральном – 29 и Южном – 7 объектов.

Наиболее остро складывается ситуация в Ставропольском крае, Омской, Амурской, Мурманской областях, Республике Дагестан, Севастополе, Костромской и Ярославской областях, Республиках Тыва, Крым и Орловской области, где соотношение между планируемым количеством мест для реализации программ дошкольного образования и количеством созданных мест в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий менее 50%. В итоге, общее количество созданных мест в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий 99913 из намечавшихся 111259, что в целом составляет 90%.

Есть субъекты Российской Федерации, которые по разным причинам не полностью реализовали выделенные из бюджета РФ федеральные средства: Волгоградская, Нижегородская, Владимирская, Тверская область реализовали 60 – 89% средств, а Ярославская, Еврейская автономная область, Республика Северная Осетия-Алания и Севастополь освоили менее 50%. В итоге, общее количество реализованных федеральных средств в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий 3575833 из 7793681 тыс. руб., что почти в 2 раза меньше запланированного[9].

Выделяемые из бюджета региона средства также реализованы не всеми субъектами РФ. Республика Дагестан, Саратовская, Челябинская, Мурманская, Еврейская автономная области, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Севастополь, Костромская, Курганская и Орловская области реализовали менее 50% средств, выделенных регионом. В итоге, общее количество реализованных средств региона в ходе реализации утвержденного комплекса мероприятий 1059709 из 1362422 тыс. руб., что в 1,3 раза меньше запланированного[10].

Одна из причин подобных нарушений заключается в том, что, по состоянию на 27 марта 2015 года в 84 субъектах Российской Федерации отсутствовали (не соответствовали требованиям) нормативно правовые акты субъекта (муниципального образования), предусматривающие комплекс мероприятий по модернизации дошкольного образования, на софинансирование которых предоставляются субсидии[11]. В течение 2015 г. Большинство из этих нарушений устранены.

На 1 марта 2016 года количество мест, созданных в рамках реализации Соглашения, в республике Крым – 235 (13% от задолженности на конец 2015г.), в Вологодской области – 100 (125% от задолженности на конец 2015г.), в Карачаево-Черкесской Республике – 75 (100% от задолженности на конец 2015г.), в Омской области – 410 мест (56% от задолженности на конец 2015г.), в Курганской – 75 (73% от задолженности на конец 2015г.), в Ярославской области – 580 (64% от задолженности на конец 2015г.), в Республике Калмыкия – 180 (100% от задолженности на конец 2015г.). Таким образом, регионы постепенно выравнивают показатели, доводя в большинстве случаев до 100%. Одной из выявленных проблем стала проблема выгрузки из регионального сегмента данных по электронной очереди в Республике Крым. Система республики не соответствует требованиям Минкомсвязи России и Минобрнауки России. Также выявлен факт о предоставлении недостоверных данных по электронной очереди в Забайкальском крае, Брянской области [30].

Согласно статистике обращений граждан в Правительство России за 2013 год, теме ДО было посвящено 1 384 жалобы (второе место после жалоб по поводу Единого государственного экзамена – 1 895 жалоб) [55]. По информации Минобрнауки, по состоянию на 1 ноября 2013 года дошкольное образование в различных формах получали 5,5 млн. детей в возрасте от трёх до семи лет (84,3% от общей численности детей данной возрастной категории за исключением детей, обучающихся в школах) [55]. С 1 января 2013 года численность детей, охваченных услугами дошкольного образования, увеличилась на 297 тыс.  Очерёдность в указанной возрастной категории составляла 449 тыс. детей (6,4% от общей численности детей данной возрастной категории за исключением детей, обучающихся в школах) [34].

Только небольшое количество регионов, по данным статистики, не имело  очередей в дошкольных организациях для детей от трёх до семи лет. По состоянию на 1 ноября 2013 года это были девять субъектов Российской Федерации: Владимирская, Костромская, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Тюменская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Санкт-Петербург [34].

В 12 регионах очерёдность составляла менее 1% от общей численности детей, проживающих в субъекте Федерации: в республиках Марий Эл (0,3%), Чувашской Республике (0,8%), Республике Карелия (0,6%), Республике Коми (0,19%), Ивановской (0,1%), Калужской (0,3%), Орловской (0,7%), Оренбургской (0,8%), Амурской (0,4%), Тверской (0,4%), Вологодской (0,1%) областях, городе Москве (0,1%)[34].

Региональными планами мероприятий, «дорожными картами», по ликвидации очерёдности в дошкольные учреждения была предусмотрена организация за период 2013–2015 гг. около 755 тыс. дополнительных мест, в том числе 109 тыс. мест – за счёт строительства и реконструкции [30]:

1) 357 тыс. мест за счёт вариативных форм дошкольного образования и услуг дошкольного образования, реализуемых в том числе негосударственными организациями (частные, семейные детские сады);

2) 398 тыс. мест за счёт приспособления, реконструкции и строительства новых зданий государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждений [30].

В Министерстве образования и науки был разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования» [8]. В соответствии с ним, субсидии предоставлялись субъектам РФ при наличии согласованных с Министерством образования и науки Российской Федерации комплексов мер (дорожных карт), предусматривающих к 2016 году 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет и включающих в себя:

1) обязательство софинансирования из региональных бюджетов мероприятий по строительству и реконструкции новых зданий детских садов;

2) наличие разработанной проектно-сметной документации для строительства новых объектов;

3) выделение земельных участков под строящиеся детские сады;

4) использование архитектурных проектов, предусматривающих возможность многофункционального использования зданий дошкольных учреждений под различные образовательные нужды, в частности, возможность быстрого и малозатратного перепрофилирования этих зданий под начальные школы;

5) наличие мер по поддержке и развитию негосударственного сектора дошкольного образования;

6) наличие плана-графика по повышению оплаты труда педагогических работников образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации [8].

Анализ официальных отчетов органов управления образованием (региональных и муниципальных) в Оренбургской области [15], Кемеровской области [11], Иркутской области [14], Волгоградской области [12], республиках Башкортостан [16] и Татарстан [13] позволил выделить ряд ключевых проблем по реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования.

  1. 1. Финансовые проблемы:
  • недостаточное оснащение ДОО;
  • устаревание материально-технической базы ДОО;
  • невозможность обеспечить в некоторых ДОО достойный уровень учебно-методической базы,
  • отсутствие компьютеров и подключения к Интернету в некоторых ДОО.
  1. Проблема педагогических кадров, заключающаяся в необходимости совершенствования механизмов повышения профессиональной компетенции педагогических работников ДОО.
  2. Перегруженность ДОО. Отметим, что способы решения проблемы дефицита мест в ДОО нередко наносят ущерб качеству услуг по следующим причинам: ради расширения площадей под новые группы в ДОО изымаются помещения, предназначенные для развития детей; увеличивается численность детей в группах; снижается уровень безопасности.

К увеличению численности детей в группах приводит, в частности, новая система оплаты труда воспитателя, зарплата которого теперь зависит от посещаемости группы ДОО детьми. Если дети часто болеют, зарплата воспитателя падает, поэтому воспитатели сами стремятся объединять группы, чтобы гарантировать нормальный размер зарплаты. В результате даже в Москве, где нет дефицита площадей, размер группы может достигать 35-40 детей.

Приоритеты приёма в ДОО остаются размытыми: родители порой не могут добиться приёма ребёнка в ДОО, к которому они привязаны по месту жительства. Очень часто предлагают места в достаточно сильном удалении от места жительства. В данной связи, как обеспечить доставку детей туда, если нет личного автотранспорта? А если очень низкие температуры?

  1. Дефицит ДОО для детей с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие необходимой дифференциации в соответствии с заболеваниями детей. Рост детей с логопедическими проблемами приводит к тому, что имеющиеся бесплатные логопеды в ДОО и поликлиниках не справляются с ежегодно увеличивающимся количеством детей. В результате многие семьи вынуждены отказываться от эффективной логопедической коррекции, что также скажется на успешности учебы в школе.

Очень медленно растет количество инклюзивных детских садов, где дети с ОВЗ находятся вместе с обычными детьми. Потребность в таких садах велика, но чтобы удовлетворить ее, нужны опытные и подготовленные педагоги, а их не хватает.

  1. Слабо развитый негосударственный сектор в ДО.

Проведенный анализ статистических данных и некоторых научных источников позволил нам сделать ряд выводов и внести ряд предложений по решению проблем, связанных с модернизацией региональных систем дошкольного образования. Модернизация дошкольного образования как федеральный проект позволил практически полностью охватить детей в возрасте от трех лет дошкольным образованием.

Основными проблемами, которые привели к созданию и реализации Программы, стали следующие:

  • Финансирование системы дошкольного образования, механизмы распределения финансов: недостаточность финансовой поддержки долгое время не позволяла полностью обеспечить дошкольников местами в дошкольных образовательных учреждениях.
  • Сложность в обеспечении общедоступности дошкольного образования: рост количества мест в ДОУ значительно отставал от роста количества детей дошкольного возраста.
  • Единые требования к программам дошкольного образования: разработка единых требований к условиям содержания детей, а также организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса. Обеспечение преемственности программ, обеспечение равных стартовых возможностей для овладения начальным школьным образованием.
  • Содержание дошкольного образования: вне зависимости от типа образовательного учреждения, реализующего образовательную программу для дошкольников, требования к качеству оказываемой образовательной услуги едины.
  • Качество дошкольного образования: гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека.
  • Условия реализации программ дошкольного образования: действительность не соответствовала требованиям современности.

Результативность по доступности и развитию вариативности системы дошкольного образования: увеличилось  количество  мест  за  счет открытия  вариативных  форм  дошкольного  образования (семейные  группы,  группы кратковременного пребывания, инклюзивные группы, адаптационные  группы  для  детей  групп  раннего  возраста,  частные  и  негосударственные ДОУ).

Можно обозначить следующие рекомендации:

  • активизировать использование коллективами МДОО информационных технологий в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, обеспечить доступность и открытость информационного ресурса ДОО;
  • развивать дополнительные образовательные и социальные услуги ДОО с учетом потребностей родителей;
  • активизировать разъяснительную работу с родителями (законными представителями) по вопросу предоставления мер социальной поддержки по оплате за присмотр и уход;
  • выделить в дальнейшем льготы для частных детских садов: о возможности размещать их, в том числе, и в жилых помещениях;
  • консультирование и педагогический патронаж родителей детей до 3 лет, издавать для них ряд пособий, описывающих развитие ребенка и способы поддержки развития.

Необходимо организовать системную работу по совершенствованию системы взаимодействия ДОО с семьей для реализации системных обновлений в вариативной модели дошкольного образования детей: проектированию цели, отбору содержания, интерпретации полученных данных, разработке рекомендаций.

Продолжать работу с педагогами по организации внутрифирменного обучения по проблеме взаимодействия ДОО с семьей, реализации современных технологий формирования интегративных качеств дошкольников. Совместно с педагогами разработать перспективный план реализации программы взаимодействия ДОО с семьей.

Считаем, что ключевыми задачами на 2016 год должны остаться:

  • 100% освоение бюджетных и региональных средств, выделенных на реализацию МРСДО и доведение показателей по региону до 100% на конец 2016 г.
  • В планах МРСДО регионам необходимо учитывать демографические показатели, а также динамику стоимости создания одного места для реализации программ дошкольного образования.
  • Особое внимание уделить регионам, на 1 января 2016 г. не достигшим показателя в 100% по обеспечению доступности дошкольного образования (Магаданская область (96,1), Республика Крым (85%), Республики Татарстан (99%), Дагестан (78,3%), Ингушетия (53,4%), Северная Осетия-Алания (95.5%), Тыва (93,6%), Забайкальский край (93,5%), Липецкая (99,9%), и Рязанская (99,8%) области).
  • Внести в планы работы мероприятия по повышению доступности дошкольного образования для детей 1,5 – 3 лет.

На сегодняшний день проблема повышения качества дошкольного образования остается одной из самых значимых в социальной сфере. Услуги, предоставляемые образовательными организациями, реализующими программы дошкольного образования, не в полной мере соответствуют меняющимся запросам родителей к предшкольной подготовке детей, их дальнейшему успешному обучению и воспитанию в школе. Поэтому необходимо сформировать в дошкольных организациях современную предметно-развивающую среду, создать систему оценки качества дошкольного образования, разработать систему сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций, при котором каждая образовательная организация выступает отдельным ресурсом для других образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проект модернизации дошкольного образования создал значимые предпосылки для дальнейшего развития всей системы образования, совершенствование которой будет продолжаться в рамках Плана мероприятий («дорожных карт регионов») повышения эффективности деятельности в сфере образования.

Авторы статьи:

Темешова Н.В., к. геогр. наук, доц. каф. экономических и социально-гуманитарных наук 
Петропавловского филиала РАНХиГС
Аллагулов А.М., д.п.н., зав. каф. Гуманитарных
и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС
Киселева Н.Н., д.э.н., проф., заместитель директора 
Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС
Белова Н.Л., старший преподаватель каф. Экономики
и антимонопольного регулирования
Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС
Гукасова Н.Р., к.э.н., доц. каф. экономики и антимонопольного регулирования 
Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС
Сычёва О.А, к.п.н., заместитель директора Читинского филиала РАНХиГС
Ленская Елена Анатольевна, РАНХиГС

Материал подготовлен: 2016 г.

  1. Конституция Российской Федерации М.: Приор, 2008. – 32 с.
  2. «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // http://base.garant.ru
  3. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ // http://base.garant.ru
  4. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ// http://base.garant.ru
  5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" //http://rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html
  6. Постановление Правительства России от 3 июня 2013 г. № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году»// http://base.garant.ru/70391082/#ixzz42OwDRrDO
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2014 г. № 22 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году» // http://минобрнауки.рф/
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 289 «О порядке предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы» http://минобрнауки.рф/.
  9. Поручение Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № Пр-539 http:// government.ru
  10. Антонова О. Итоги реализации проекта модернизации дошкольного образования подвели на заседании областного правительства //http://www.ivpress.ru/?q=node/2084
  11. Бабенко С. Г. Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения ФГОС.// http://a2b2.ru/methods/9550_modernizaciya_sistemy_doshkolnogo_obrazovaniya_v_usloviyah_vvedeniya__fgos/
  12. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы». //http: government.ru›Государственные программы›2020 годы
  13. Детский сад XXI века. Программа модернизации региональных систем дошкольного образования. // http://detstvo2030.ru/novosti/kachestvennoe-izmenenie-sistemy-/
  14. Доклад о результатах мониторинга готовности образовательных организаций к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования http://минобрнауки.рф/.
  15. «Дорожная карта образования». Кадры. Ресурсы. Возможности. Информационно-аналитическое издание. // http://edu.lenobl.ru›Files/file/vkladka_v_vedomosti.pdf
  16. Итоговый отчет Министерства Образования и науки Камчатского края О результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования в 2014 году // kamchatka.gov.ru
  17. Качественное изменение системы дошкольного образования объявлено приоритетным направлением социального блока Правительства. Общественная программа Детство.// http://xn--80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--p1ai/events/5664/
  18. Комментарии по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249)
  19. Константинова С.Н. Модернизация системы дошкольного образования на современном этапе.// http://pandia.ru/text/78/428/45816.php
  20. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 09.10.2007№ 1351) // http:// ru
  21. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы. / http://www.mon.gov.ru
  22. Кутузова Е.В. Модернизация системы образования в условиях нового законодательства// http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/02/22/statya-modernizatsiya-sistemy-obrazovaniya
  23. Макашина Т. Ю. О некоторых проблемах модернизации Российского образования. //http://makashina.ucoz.ru /blog/o_nekotorykh_problemakh_modernizacii_rossijskogo_obrazovanija/2013-09-14-45
  24. Методическое пособие для индивидуальных предпринимателей "Как открыть негосударственный детский сад ?"// http://минобрнауки.рф/.
  25. Мигунова Е.В. Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Выпуск 74, том 2, 2013г.// http://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-doshkolnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-globalnyh-vyzovov
  26. Модернизация дошкольного образования //http://muoo.org.ru/index.php?id=497Itemid=108option=com_contentview=article
  27. Модернизация дошкольного образования. //http://www.pvc-ross.ru/projecty/modernizatsiya-doshkolnogo-obrazovaniya/
  28. Модернизация дошкольного образования. Об утверждении плана мероприятий по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.// http://www.minobr.saratov.gov.ru/news/5559/
  29. Модернизация дошкольного образования// http://www.uomur.org/news/2501-2013-god-v-obrazovatelnom-segmente-god.html
  30. Модернизация региональных систем дошкольного образования.// http:// do.edu.ru/
  31. На круглом столе обсудили ход разработки проекта стандарта дошкольного образования./ http://www.mon.gov.ru
  32. На Федеральном собрании обсудили проект модернизации региональных систем дошкольного образования. ГТРК «Иртыш»// http://www.vesti.ru/doc.html?id=2644585cid=17
  33. Новеллы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» //http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/obuchenie/seminar
  34. Об обеспечении доступности дошкольного образования. Работа Правительства в цифрах и фактах. Справка к совещанию в Калининградской области.// http://government.ru/orders/1276/
  35. Об утверждении федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования //http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155
  36. Описание проблемы развития сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования //http://www.eurekanet.ru/ewww/info/13092.html

 

Комментарии