РАЗВИТИЕ ВСЕСЕЗОННЫХ ТУРИСТСКО-РЕАКЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Комментарии · 2149 Просмотры

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития туризма и санаторно-курортной сферы.

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития туризма и санаторно-курортной сферы, что позволяет развивать наиболее перспективные виды туризма – горнолыжный, лечебно-оздоровительный, пляжный, культурно-познавательный и другие.

За 2016 год общий туристский поток по СКФО составил 3,5 млн. человек, что на 13,4% больше показателя 2015 года. На территории округа расположены 711 коллективных средств размещения, в которых в 2016 году проживало 1069 тыс. российских и 55 тыс. иностранных граждан.

Основные турпотоки приходятся на Ставропольский край (1375 тыс. человек, +6% к 2015 году), Карачаево-Черкесскую Республику (около 1 млн человек, +10% к 2015 году), Республику Дагестан (513 тыс. человек, +19% к 2015 году), Кабардино-Балкарскую Республику (420 тыс. человек, +40% к 2015 году)[1].

В рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» ведется строительство 54 туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в 41 регионе. Программа работает с 2011 года, и сейчас завершено строительство 11 кластеров в 10 субъектах России.

Общий объем финансирования программы на 2011-2018 годы составляет 141,7 млрд. рублей, из них 31,4 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 101 млрд. рублей - внебюджетные источники. В 2016 году на развитие внутреннего и въездного туризма из федерального бюджета было направлено 4,3 млрд. рублей, в 2017 году этот объем будет увеличен до 5,1 млрд. рублей, в 2018 году - до 6,3 млрд. рублей. Бюджеты непосредственно регионов на финансирование ФЦП в 2016-2018 годах направят 4,7 млрд. рублей.

1.1 Развитие туристско-рекреационного кластера (ТРК)

 «Эко-курорт Кавминводы»

Крупнейшим центром оздоровительного туризма СКФО является особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды. В 2016 году с целью оздоровления и отдыха регион КМВ посетило 990 тысяч человек (табл. 1), что на 6,3% больше показателей 2015 года, а за 2 месяца 2017 года – 127,5 тысяч туристов, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2016 года.

Таблица 1 – Динамика туристского потока в регион Кавказские Минеральные Воды Ставропольского края за период 2013-2016 годы

Год

2013

2014

2015

2016

Туристский поток, чел.

838 040

878 803

931 101

990 302

Почти треть всех туристских прибытий в регион КМВ (31%) приходится на город-курорт Кисловодск, Ессентуки – 25%, Пятигорск – 21%, Железноводск – 14% (рис.1).

Рисунок 1 – Структура туристских прибытий в регион КМВ (тыс.чел.; %)

В регионе КМВ функционирует 129 санаториев и 176 гостиниц (табл. 2).

Таблица 2 – Количество коллективных и специализированных средств размещения (СР) в регионе КМВ

В рамках ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма запланировано создание в регионе туристско-рекреационного кластера (ТРК) «Эко-курорт Кавминводы». Общий объем финансирования ТРК с 2012 по 2018 годы составит 2 124,7 млн. руб. (табл. 3).

Таблица 3 – Структура финансирования создания ТРК «Эко-курорт Кавминводы»

 

На 2017-2018 годы в рамках ФЦП предусмотрено освоение федеральных средств в 191,4 млн. и 370,6 млн. руб. соответственно, основным направлением расходования которых будет создание обеспечивающей инфраструктуры в городах-курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.

Согласно проектным данным, сам кластер будет состоять из трех основных объектов:

  1. Санаторий «Источник» - действующий санаторий, обновленный в 2015 году за счет привлечения частного инвестора из Азербайджана при участии регионального бюджета (курортная зона города Ессентуки).
  2. Санаторий «Машук аква-Терм», реконструированный в период 2015-2016 гг. и его новый корпус, построенный на частные инвестиции (г. Железноводск). Региональная бюджетная помощь заключается в строительстве автомобильной дороги к санаторию, на 2016-2017 годы запланировано строительство водопровода.
  3. Строительство нового объекта - «Минводы Wellness Park». Площадь строительства составляет 200 га. Парк будет включать несколько санаториев, гостиницы, инфраструктуру развлечений и т.д. Следует отметить, что это самый дорогой проект, так как на апрель 2017 года для реализации данного проекта нет ни одного готового объекта инфраструктуры.

Именно по реализации третьего из перечисленных объектов возникают самые серьезные проблемы, которые, возможно, приведут к ситуации, когда проект не будет реализован вообще.

Первые годы функционирования программы развития «Эко-курорта Кавминводы» продемонстрировали весьма хорошие результаты, так как за период с 2012 по 2015 годы было создано дополнительно свыше 5000 рабочих мест как непосредственно в туристическом кластере, так и в смежных отраслях, а турпоток ежегодно увеличивается на 50-80 тысяч туристов в год. Помимо этого, за счет реализации проекта «Эко-курорт Кавминводы» край планирует ежегодно, начиная с 2018 года, получать свыше 70 млн. рублей дополнительных налоговых поступлений.

Согласно сметным данным, непосредственное строительство «Минводы Wellness Park» должно было активно начаться в 2016 году, однако по результатам прошедшего 2016 года в рамках этого проекта реализовывалось только начальное строительство автомобильной трассы, а непосредственно строительство самого объекта переносится постоянно из-за несогласования с экологическими службами. Строительство автомобильной дороги к «Минводы Wellness Park» в настоящий момент также является предметом судебных разбирательств, так как при начале ее строительства было вырублено более 100 деревьев на территории заказника, штраф за каждое из которых составляет 5000 рублей.

Еще одной важной причиной, выступающей против строительства «Минводы Wellness Park» на выбранной разработчиками территории является то, что часть земель, предназначенных под строительство, относится к категории «сельскохозяйственные угодья», где не протяжении многих лет выращивались многие овощные культуры.

Также практически все участки, отведенные под создание туристско-рекреационного кластера «Эко-курорт Кавминводы», находятся именно на территории заказника «Бештаугорский», 19 из 20 участков, выбранных подрядчиками и проектировщиками для создания кластера, находятся в границах природоохранной зоны. При этом, изначально власти региона определяли под эти цели совсем другие территории.

На сегодняшний момент постановлением Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» и Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1425, в рамках его территории запрещено любое строительство, как самих объектов, так и инфраструктурных сооружений.

Еще одним фактором, тормозящим развитие туристско-рекреационного кластера на территории КМВ, является отсутствие в крае закона, регулирующего сферу туризма и туристской деятельности. В частности, действие данного документа должно четко регламентировать деятельность субъектов туристического бизнеса, информационную среду туриндустрии, а также регламентировать рациональное использование рекреационных ресурсов и определять правила и принципы развития туристского сектора. 

Несмотря на рост интереса к курортам КМВ, создание ТРК идет крайне медленно, что обусловлено необходимостью решения следующего круга проблем:

  1. Резкий рост антропогенной нагрузки, вызванный, с одной стороны, увеличением количества отдыхающих, с другой стороны, ростом численности населения региона КМВ.
  2. Неудовлетворительное состояние курортной инфраструктуры (питьевых бюветов, терренкуров и т.д.).
  3. Низкий уровень развития досуговой инфраструктуры, не отвечающей ориентации ТРК «Эко-курорт Кавминводы» на высокодоходный сегмент рынка.
  4. Резкие сезонные колебания спроса на санаторно-курортные услуги.
  5. Слабый уровень заинтересованности частных инвесторов в инвестировании ТРК. В то время как в рамках ФЦП 70% средств планируется привлечь за счет частных инвестиций.

Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г.  № 2899-р утвержден перечень мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года. Мероприятия указанного перечня недостаточно четко  увязаны с ФЦП,  и государственными программами Российской Федерации, в том числе в части вопросов финансирования. Администрацией города-курорта Кисловодска Ставропольского края и Правительством Ставропольского края направлены многочисленные письма в федеральные органы исполнительной власти с просьбами оказать содействие в предоставлении финансовых средств, в том числе в рамках софинансирования, в частности на разработку ПСД для реализации предусмотренных мероприятий. До настоящего времени многие вопросы остаются нерешенными.

  • Развитие горнолыжных курортов СКФО

На период до 2025 года запланировано развитие 3 ТРК: «Архыз» (Карачаево-Черкесская Республика), «Эльбрус» (Кабардино-Балкарская Республика), «Ведучи» (Чеченская Республика), с пропускной способностью 27738 человек в сутки (табл. 4).

Таблица 4 – Характеристика ТРК «Архыз», «Эльбрус», «Ведучи»

 

Помимо рассмотренных ТРК, следует обратить внимание на проект  курорта «Мамисон» на территории РСО-Алания. По качеству и параметрам склонов имеется превосходство всех имеющихся конкурентов в регионе. Помимо этого курорт должен стать не сезонным, а круглогодичным. Реализация проекта официально была приостановлена до 2021 года, при этом уже вложено в инфраструктуру около 2,3 млрд руб. В настоящее время Главой РСО-Алания перед Президентом РФ поднят вопрос о необходимости возобновления финансирования проекта в ближайшее время, имеются поручения Правительству РФ. В связи с этим, если смотреть на развитие ТРК в СКФО до 2025 года, то предлагается учитывать перспективы и параметры ТРК «Мамисон».

По оценкам аналитиков, существующий объем катающихся на горных лыжах россиян (2,5%, или 3,5 млн. человек) имеет потенциальную склонность к росту до 8% (11,2 млн. человек) к 2025 году в случае наличия достаточного туристического предложения, которое формируется, в том числе, в рамках курортов Северного Кавказа. Важно, что курорты в составе туристического кластера могут удовлетворить спрос не только местного населения Северо-Кавказского федерального округа, но и жителей других регионов России на доступный и качественный зимний отдых.

С учетом переориентации туристического потока на внутренние направления работа по созданию и эксплуатации в Северо-Кавказском федеральном округе конкурентоспособных зон отдыха является актуальной с точки зрения импортозамещения в туризме.

Развитие ТРК «Архыз», «Эльбрус», «Ведучи» сопряжено со следующими проблемами:

  1. Сезонный характер функционирования. Продолжительность сезона в ТРК «Эльбрус» составляет примерно 5 месяцев, «Архыз» и «Ведучи» - 4 месяца. Сезонные колебания спроса являются фундаментом для серьезных проблем в  индустрии туризма и гостеприимства горнолыжных курортов, снижая рентабельность предприятий индустрии туризма  и  определяя текучесть кадров.
  2. Отсутствие квалифицированных кадров в сфере туризма и обслуживания инженерной инфраструктуры (обслуживание подъемников, трасс и т.д.).
  3. Обеспечение безопасности отдыха.
  4. Бессистемность застройки поселков Архыз, Эльбрус, Тегенекли, Чегет, Терскол и др. Низкий уровень благоустройства территорий.
  5. Несоответствие ряда средств размещения ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования, утвержденному и введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. N 1542-ст
    • Развитие Каспийского прибрежного кластера

В последние годы рост въездного и внутреннего туристского потока в Республике Дагестан (табл. 5).

Таблица 5 - Динамика туристского потока Республики Дагестан, тыс. чел.

Положительная динамика отмечается в развитии средств размещения (табл. 6) и объеме платных услуг (табл. 7).

Таблица 6 - Характеристика средств размещения в Республике Дагестан[1]

Таблица 7 - Динамика объема платных туристских услуг, тыс. руб.

 

На данный момент АО «КСК» завершены работы по формированию земельных участков на территории Каспийского прибрежного кластера. По итогам имущественно-правовой инвентаризации территории особой экономической зоны, по согласованию с АО «КСК», утверждены границы первой очереди ОЭЗ, за счет земель Карабудахкентского, Каякентского, Дербентского и Магарамкентского районов, которые составляют 6493,0 га (рис. 2).

Однако развитие Каспийского приморского кластера лимитируется:

  1. Отсутствием частных инвесторов, заинтересованных в проекте.
  2. Высокими имиджевыми потерями в связи с неблагоприятной геополитической ситуацией в регионе.
  3. Низким уровнем безопасности.
  4. Неблагоприятной экологической обстановкой.
  5. Неразвитостью инфраструктуры развлечений.

1.4. Позиция регионов Северо-Кавказского федерального округа в национальном туристическом рейтинге.

Важную роль в развитии туристической отрасли играет Национальный туристический рейтинг, составляемый Центром информационных коммуникаций «Рейтинг»  по итогам 2016 и 2015 годов. По итогам рейтинга республики Кавказа заняли позиции в нижней части рейтинга, тогда как Ставропольский край входит в двадцатку регионов с наивысшим рейтингом. По мнению авторов Рейтинга, «усилия, прилагаемые к развитию туризма на Кавказе, пока дают лишь небольшие плоды. Хорошо развивается горнолыжный туризм, в частности, на Домбае (Карачаево-Черкесская Республика является лидером группы по количеству мест в гостиницах). Но о качественном росте говорить пока не приходится. Возможно, одна из причин в том, что строительство и развитие новых курортов проходит почти в полной информационной тишине в федеральных СМИ».

Предложения по развитию всесезонного туризма в СКФО

2.1. Демонстрация национальных традиций и мастерства

Органам исполнительной власти субъектов СКФО необходимо обеспечить разработку и поддержку проектов, направленных на развитие новых видов туризма (культурно-познавательного, исторического, лечебного, этнотуризма, агротуризма и др.). Необходимо обеспечить поддержку проектов развития этнодеревень и этнопарков. За основу может быть взят проект Парк «Этномир» в Калужской области. Однако в отличие от калужского парка, в котором идея заключается в кругосветном путешествии за один день, ключевой идей этнопарка на территории СКФО может стать идея путешествия по Северному Кавказу, демонстрация особенностей быта, традиций, ремесел, культуры, кухни народов Северного Кавказа.

Маршрут может проходить через несколько субъектов (Рис. 3). Основная цель проекта – привлечение внимания научного сообщества, структурных подразделений системы образования и широких слоев населения к историко-культурному наследию, сохранению природно-ресурсного потенциала, повышению уровня правовых знаний в области охраны и восстановления значимых объектов, популяризация знаний и развитие экологической культуры.

Рис. 3. Карта субъектов [5].

2.2. Благоустройство территорий курортов

С целью развития курортной инфраструктуры и повышения комфортности отдыха Министерству Российской Федерации по делам Северного Кавказа необходимо:

  • инициировать разработку увязанной с иными ФЦП и государственными программами Программы развития региона Кавказских Минеральных Вод, включающей в том числе проекты, направленные на модернизацию курортной инфраструктуры и благоустройство территории. В качестве источника финансирования таких проектов рассматривать среди прочего средства, аккумулируемые за счет введения на территории Ставропольского края курортного сбора, а также содействовать реализации в данной сфере проектов ГЧП;
  • разработать и утвердить проект планировки территории ТРК «Эльбрус»;
  • инициировать проведение мониторинга застройки и иного использования территории ТРК «Эльбрус» и «Архыз» на соответствие Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 апреля 2017 г. № 711/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов».

2.3 Развитие развлекательной инфраструктуры

            Проектным офисам Министерства культуры и Министерства туризма субъектов РФ в составе СКФО рекомендовать разработать:

  • на принципах ГЧП проекты развития досуговой инфраструктуры (тематические парки, организация рафтинга, конных прогулок, скалодромов, веломаршрутов и т.д.);
  • план проведения событийных мероприятий с акцентом на их проведении в невысокий сезон (развитие событийного туризма).

2.4. Развитие детского и молодежного туризма и всесезонной загрузки номерного фонда

В летний сезон обеспечить загрузку коечного фонда ТРК «Эльбрус», «Архыз» и «Ведучи» предлагается за счет стимулирования развития детского туризма. Сейчас в детских лагерях отдыхают только 24% детей, причем 2/3 из них в городских лагерях дневного пребывания. Поэтому создание на базе гостиничных комплексов летних детских оздоровительных лагерей (ДОЛ), лагерей санаторного типа, обучающих, спортивных, семейных лагерей позволит, с одной стороны, эффективно использовать имеющуюся базу горнолыжных ТРК СКФО в относительно низкий сезон.

При этом детский туризм никогда не приносил большого дохода предпринимателям, предоставляющим услуги в этой сфере и, кроме того, данный тип деятельности связан с высокой ответственностью перед родителями, детьми и обществом. Большинство предпринимателей, специализирующихся на туризме предпочитают выбирать более неприхотливые и высокодоходные сегменты рынка, нежели дети. Поэтому с целью развития детского туризма в России необходимо использовать меры по стимулированию частных проектов при создании инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, ввести льготный порядок оформления земельных отношений, предоставить организациям, занимающимся детьми льготы по тарифам на потребление энергоресурсов, водоснабжения для организаций всех форм собственности, создать грантовую программу поддержки лучших организаций отдыха и оздоровления детей, провести конкурс на разработку проекта организации детского лагеря в СКФО.

Необходимо создание общественного совета по организации детского отдыха в Российской Федерации, куда войдут представители Министерства образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федерального агентства по туризму (Ростуризм), Роспотребнадзор, представители органов власти субъектов РФ и представители сектора детского отдыха и оздоровления. Необходимо рекомендовать данным структурам усилить внимание к разработке проектов по развитию детского туризма. Кроме того, необходимо создать технический комитет по стандартизации области отдыха и оздоровления детей в Федеральном Агентстве по техническому регулированию и метрологии.

2.5 Совершенствование системы медицинского обслуживания

Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерствам здравоохранения субъектов Российской Федерации в составе СКФО рассмотреть возможность создания службы санавиации с целью своевременного оказания высококвалифицированной медицинской помощи пострадавшим туристам в горных кластерах. В частности, такая служба может быть создана в рамках планируемого к реализации проекта создания инновационного медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод.

2.6 Частное инвестирование

Представляется целесообразным развитие новых программ частного инвестирования с привлечением малого и среднего бизнеса (возможности привлечения зарубежного инвестирования) с новым интересным маркетинговым предложением. Примерами могут служить продажи апартаментов в Болгарии и других приморских курортах, а также продажа апартаментов горнолыжных регионов. Одним из серьезных недостатков по привлечению частного инвестирования является отсутствие информации о развитии данных направлениях, об актуальных программах застройки и развитии региона в целом. Представляется обоснованным развитие и усиление маркетинговой составляющей.

2.7 Повышение транспортной доступности региона

В регионе Кавказских Минеральных Вод существует транспортная проблема, понижающая качество отдыха туристов: фактически отсутствует транспортное сообщение между аэропортом Минеральные воды и ближайшими автовокзалами и железнодорожным вокзалом. Подавляющее большинство пассажиров вынуждено пользоваться такси или автотранспортом, часть организаций санаторно-курортного комплекса предлагает трансферт до аэропорта и обратно за дополнительную плату. Возможный вариант решения – продления железнодорожного пригородного сообщения по ветке Кисловодск-Минеральные Воды до аэропорта. Это позволило бы организованным группам туристов и отдельным туристам приезжать непосредственно на железнодорожные вокзалы Минеральных Вод, Пятигорска, Ессентуков и Кисловодск.

Кроме того, важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность отдыха в регионе, является дотирование авиасообщения остальных регионов России с Северо-Кавказским регионом. При этом большой потенциал для улучшения представляет собой  география полётов из аэропортов Северного Кавказа: фактически из многих регионов России (например, Казань) в настоящее время добраться до Кавказа можно только с пересадкой через московские аэропорты.

2.8 Обеспечение экологической безопасности

Необходимо обеспечить экологическую безопасность туристического продукта, которая повысит привлекательность и рентабельность туристического кластера [4]. Для этого целесообразно вводить процедуру экологического аудита. В число его основных задач входят: обеспечение прав собственности; снижение эколого-экономических, эколого-социальных и эколого-политических рисков; повышение финансовой устойчивости туристических компаний и увеличение их инвестиционной привлекательности. Проведение регулярного экологического аудита является обязательным условием предоставления кредитов крупными международными финансовыми организациями. Для региона это повышение спроса на туристический продукт и имидж туристической компании.

Авторы статьи:

Киселева Наталья Николаевна, заместитель директора Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС

Золотарева Юлия Владимировна,доцент кафедры государственных услуг и менеджмента Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС

Золкин Евгений Юрьевич, доцент кафедры государственных услуг и менеджмента Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС

Шаталова О.И., д.э.н., профессор Ставропольского филиала РАНХиГС

Родионова Марина Евгеньевна, к.соц.н., доцент Департамента социологии, Заместитель директора по планированию и организации НИР Финансовый университет при Правительстве РФ

Просольченко С.А.,  консультант Департамента территориального развития Минкавказа России

Симанкина М.В., заместитель начальника управления по обеспечению проектной деятельности аппарата Правительства Ставропольского края

Павлова С.А., д.б.н., кафедра управления природопользования и охраны окружающей среды ИГСУ РАНХиГС 

Гулаев К.В. главный советник секретариата Главы Республики Северная Осетия-Алания  

Материал подготовлен: 2017 г. 

[1] Отчёт о деятельности Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан за 2016 год. -Режим доступа. - URL: https://www. dagtourism.com/file/download/2533

[2] Публичная декларация целей и задач Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа на 2017 год. - Режим доступа. - URL: a href=quo

Комментарии