Жилье и городская среда

Комментарии · 727 Просмотры

Статья базируется на результатах опроса.

В опросе на тему жилья и городской среды приняли участие более 90 человек, включая непосредственных экспертов в данной области. Анкетирование помогло узнать мнение экспертов о многих аспектах и проблемах связанных с недвижимостью, благоустройством городской среды и жилого фонда в целом. 


Более половины из опрошенных экспертов считают, что ситуация с расселением граждан из аварийного жилья осталась без изменений и только 29-32% опрошенных считают, что ситуация набирает положительные обороты.


Что касается ценообразования при покупке нового жилья, то мнения экспертов расходятся, что можно объяснить различным уровнем дохода и стоимости в зависимости от региона. В целом, можно сказать, что половина опрошенных считает покупку нового жилья доступной, а другая - нет. Также 59% экспертов отметили, что пандемия повела за собой рост цен.


Выбор новостроек на рынке жилья в РФ оценивается как достаточный. К сожалению, также достаточно и проблем, связанных с новостройками: качество строительства оставляет желать лучшего и не оправдывает цены, в некоторых регионах наблюдается переизбыток новостроек, а в иных недостаток, новостройки находятся далеко от общественного транспорта, магазинов. Из отмеченных проблем вытекают риски брака, срыва сроков и банкротства застройщиков. Эксперты предлагают следующие решения: соблюдение стандартов городской среды, формирование доступной среды с развитой инфраструктурой, государственное регулирование цен и совершенствование федерального/регионального законодательства в сфере жилого строительства. 

Состояние жилого фонда на данный момент оценивается следующим образом: 61% участников отметил состояние как удовлетворительное, 15% как хорошее и всего 14% как плохое.
Не так оптимистично дела обстоят с процессом реализации программы капитального ремонта, 59% экспертов отметили, что программа ремонта домов реализуется с отставанием, 18% отметило, что программа не реализуется вообще, и только 21% отметил, что программа реализуется или даже реализуется с опережением(что отметило 2% опрошенных).


Специалистам было предложено оценить актуальность предлагаемых мер в отношении проблемных домов по шкале от 1 до 5,  где 1 - не актуально, а 5 - очень актуально. Установление обязанности ведения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации реестра всех строящихся многоквартирных домов, признанных в установленном порядке проблемными” - средним ответом по предлагаемым мерам была отметка 3, за нее отдали голос 34% опрошенных, остальные варианты ответов не набрали более 23%. “Установление четких критериев для принятия решения о порядке завершения строительства проблемных многоквартирных домов и определение источников финансирования таких мероприятий” - средним ответом также была отметка 3, за нее отдали голос 36% опрошенных. Можно сделать вывод, что предлагаемые меры оцениваются экспертами как имеющие актуальность, но недостаточно эффективные для достижения желаемого результата.
Оценка эффективности реализации программы предоставления жилья льготным категориям граждан вышла довольно спорной - 60% считают, что программа реализовывается неэффективно, а 40% считают, что эффективно. Качество предоставляемых жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей оценивается большинством как низкое.
Также было предложено оценить: выступят ли меры, предлагаемые ниже, достаточным мотивом для коммерческих застройщиков строить больше объектов социальной и инженерной инфраструктуры, передаваемых в государственную или муниципальную собственность, если им предложить такие меры поддержки: “Предоставление права уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму расходов, понесенных в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры.” -  почти 80% опрошенных ответило да/скорее да; “Предоставления возможности уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, понесенных при реализации проектов комплексной застройки территорий в связи с созданием объектов социальной и инженерной инфраструктуры” - более 70% также ответило да/скорее да, что говорит об актуальности и необходимости предлагаемых мер.


К счастью, более половины экспертов считают городскую среду в своем регионе комфортной: почти всеми отмечено наличие детской площадки во дворе, игровых элементов на ней и обилие зеленых насаждений. Механизм прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды и методика подсчета доли граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды оценивается 50/50 - судить об ее эффективности пока что сложно. Влияние на развитие городской среды и ее комфортности переход в крупных городах от Генерального плана к документу, определяющему стратегические направления градостроительного развития города, основанного на стратегии социально- экономического развития и необходимости реализации государственных и муниципальных программ более 50% опрошенных оценивается положительно. Что касается проблем городской среды, я выделю наиболее общие из отмеченных экспертами в своих регионах: плохая экология (недостаточно парков, автомобильные пробки - загрязнение воздуха выхлопными газами, много мусора),  некачественное благоустройство (плохие дороги, недостаток парковочных мест, отсутствие площадок для выгула собак, плохое состояние подъездов и лифтов, периодическое отсутствие горячей воды, старые детские площадки). Предлагаемые меры по решению данных проблем, предложенные экспертами: улучшение экологии, комплексное развитие общественного транспорта, строительство велоинфраструктуры, озеленение улиц.


Развитость общественного транспорта участники опроса оценили 50/50 в зависимости от региона проживания. Регулярность работы общественного транспорта в целом соблюдается.
Большинство специалистов считают, что в их регионах достаточно развлекательных учреждений. Состояние парков в большинстве оценивается как хорошее. Также было отмечено, что в городах не хватает специализированных спортивных площадок, а они, по мнению экспертов, весьма востребованы жителями. Освещенность улиц была отмечена как равномерная по всему городу 48% опрошенных, остальные же считают что освещены только крупные, центральные улицы и магистрали. Около 60% экспертов считают пребывание в общественных местах региона безопасным, остальные отмечают тревожность по этому поводу. Безопасность пребывания на улицах в ночное время суток более чем 70% экспертов отмечается как безопасно. Качество проводимых работ по благоустройству региона все же считается средним, а сроки выполнения работ соблюдаются с незначительными нарушениями. 

Информирование граждан о проведении общественных слушаний при обсуждении проектов благоустройства пока что проводится неэффективно, более 80% экспертов оценивают степень инфорования как недостаточную. 

Половина специалистов считает, что мнение граждан при проведение благоустройства учитывается, а другая половина, что нет - это не дает возможности сделать полноценный вывод о сложившейся ситуации.


Более 70% экспертов следят за реализацией национального “проекта жилье и городская среда”, но не все пока что могут однозначно оценить ход реализации данного проекта. Все же мнение экспертов сошлось на том, что проект реализовывается скорее эффективно, а пандемия оказала неоднозначное влияние на ход реализации проекта. Более 80% считают что целевые показатели, заложенные в национальном проекте «Жилье и городская среда» в стране в целом достижимы полностью или частично. Если конкретизировать, то эксперты отметили достижимые показатели: интенсивность строительства, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, процентная ставка, количество предоставленных ипотечных кредитов. К недостижимым показателям отнесли: увеличение объема жилищного строительства, участие доли граждан в формировании среды из-за особенности культуры (безразличия), полное обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, привлечение граждан к решению вопросов качества городской среды. Сроки, установленные на работу по достижению целевых показателей национального проекта оцениваются неоднозначно. Около половины экспертов склоняются к тому, что в установленные сроки национальный проект будет реализован частично. Более 60% опрошенных считают, что усилия органов власти по реализации национального проекта как на федеральном уровне, так и в конкретных субъектах достаточны, а активность по привлечению органами коммерческих организаций (например, таких как ООО "Жилстрой-НН", ООО "Инградстрой", ООО "Проектстрой", ООО "Каркас-Монолит", Центр прикладной урбанистики г. Сургут, ООО «Северные строительные технологии» г. Ханты-Мансийск, ООО "СИТИ", ОАО «Управляющая компания» и др.) для реализации проекта средняя или скорее высокая. Эффективность привлеченных организаций оценивается скорее как эффективная. К причинам замедления реализации национального проекта эксперты отнесли: медленное проведение работ, малую продуктивность, резкий рост цен на жилье, несоблюдение плана развития города, эпидемиологическую обстановку и отсутствие должного бюджета. Информация о национальном проекте по мнению экспертов доступна для поиска.


В целом, перспективы развития у сферы городской среды более 80% экспертов считают позитивными. Также более 90% специалистов уверены, что функционирование сферы жилья и городской среды влияет на уровень счастья граждан страны, а людей, связанных с этой сферой профессионально или научно более 60% опрошенных считают счастливыми.
Эксперты считают, что необходимость внедрения системы персональной ответственности руководителей разного уровня при реализации мероприятий в рамках Национальных проектов скорее есть. По их мнению механизм персональной ответственности может быть реализован с помощью административной и уголовной ответственности, прозрачности контроля, материальной ответственности за сроки и качество работ - в целом мнение экспертов сводится к введению системы штрафов. Вероятность внедрения такой системы оценивается как средняя.

Специалисты считают, что в будущем обеспечивать наиболее эффективную национальную безопасность страны будет обеспечивать внимание к экологии, развитие инфраструктуры и цифровых платформ, а конкурентоспособность страны будут обеспечивать социальные архитектуры связанные с торговлей и культурой. Социальную стабильность внутри страны будет обеспечивать правовая и социальная защищенность и качественная архитектура, а также формирование устойчивых сообществ. 

Комментарии