ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ЗА 2013 ГОД. ЧАСТЬ 2.

Комментарии · 1098 Просмотры

Рекомендации по по совершенствованию системы организации межбюджетных трансфертов. <br>Из цикла "Аналитические записки о социально-экономическом

 

В конечном счете, основными рекомендациями по совершенствованию системы организации межбюджетных трансфертов для Российской Федерации могут быть следующие:

  • необходимо повышать сотрудничество различных уровней и ветвей власти;

  • повышение прозрачности и подотчетности бюджетной системы и результатов деятельности органов исполнительной власти;

  • необходимо четкое законодательное определение всех видов и источников налоговых доходов, их распределение между разными уровнями бюджетной системы;

  • основной целью системы организации межбюджетных отношений не должно быть полное выравнивание между всеми территориями, а лишь уменьшение разницы в обеспеченности между разными территориями;

  • такая система должна быть построена на совместных соглашениях между различными уровнями бюджетной системы, которые должны включать в себя взаимные права и обязанности.

Для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти также необходимо реализовать ряд кадровых мероприятий:

Осуществлять кадровый аудит как специальный анализ кадрового состояния организации с использованием новейших технических возможностей, который помимо оценки уровня кадровой обеспеченности органа государственной власти в регионе (количества, квалификационного качества специалистов, работающих на различных уровнях и направлениях), включает:

  • оценку степени готовности подразделений в органе государственной гражданской службы к качественным изменениям путем выделения основных типов сотрудников и типа их мотивации;

  • выявление сложившейся в подразделениях служебной культуры: институционального климата, этических норм, спонтанно формирующихся «корпоративных» представлений путем оценки склонности служащих придерживаться определенного нормативного поведения;

  • подготовку рекомендаций по конкретным кадровым программам (развитие персонала, планирование служебного продвижения, дифференцированного обучения для чиновников разного уровня, программ оценки эффективности труда и стимулирования);

  • определение эффективности деятельности служащих не только за счет использования привычных показателей интенсивной работы (количественных, статистических), но и с учетом качественной оценки, которую возможно получать, замеряя показатели удовлетворенности населения, пользователей услуг, в том числе в структурных и отраслевых подразделениях органа исполнительной власти.

Проблемы, существующие в России в отношении системы организации межбюджетных трансфертов можно решить, а предложенные рекомендации можно реализовать с помощью следующих способов и механизмов совершенствования системы организации межбюджетных трансфертов в Российской Федерации (табл. 1).

 

Таблица 1. Механизмы совершенствования организации системы межбюджетных отношений и повышения эффективности деятельности органов власти в Российской Федерации

 

Проблема организации системы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации

Предложенные механизмы усовершенствования организации системы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации

Ожидаемые результаты усовершенствования

Недостаточная прозрачность и формализация выделения средств

При выделении субсидий должны быть четко определены цели, сроки, ожидаемые результаты оказания государственных услуг, предоставляемых за счет выделяемых трансфертов. В качестве примера можно взять опыт Великобритании, где существуют соглашения с местными властями о предоставлении услуг населению. В России также возможно ввести данный механизм.

Повышение прозрачности и формализации выделения средств в результате того, что взаимные права и обязанности уровня власти, который выделяет трансферты и уровня власти, который получает трансферты, четко закреплены.

Невозможность адекватной оценки региональных приоритетов федеральными органами исполнительной власти

Повышение самостоятельности регионов в определении собственных приоритетов. При принятии решения о размерах выделяемых трансфертов необходимо в первую очередь учитывать стратегические и долгосрочные цели развития регионов и муниципальных образований. Это может быть достигнуто с помощью привлечения специалистов по бюджетному планированию в регионы, развитию программ по обучению, повышение уровня финансовой грамотности и т.д.

Повышение роли региональных приоритетов с целью достижения долгосрочных целей развития регионов и муниципальных образований.

 

 

Несвоевременность предоставления финансовых ресурсов

Установление четких сроков и процедур. Регламентация сроков предоставления финансовых ресурсов. С помощью уже внедренных и находящихся в процессе внедрения информационных технологий (Электронный бюджет). Необходимо развивать техническую оснащенность, предоставлять регионам необходимое программное обеспечение.

Повышение оперативности предоставления необходимых ресурсов.

Плохое качество прогнозирования объемов полученных субсидий

Повышение уровня взаимодействия между разными уровнями бюджетной системы путем повышения информированности, формализации процедур, установление встраиваемых механизмов, которые будут меняться в зависимости от существующей конъюнктуры. В качестве примера можно взять опыт США.

Повышение качества планирования объемов и сроков получения финансирования.

Несправедливость распределения средств

При расчете объемов межбюджетных трансфертов не учитывается средний уровень обеспеченности по регионам. С целью повышения справедливости распределения можно использовать опыт Германии, где формула для расчета трансфертов учитывает средний уровень обеспеченности по землям. При распределении трансфертов должен учитываться фактический налоговый потенциал регионов, трансферты должны быть не только инструментом поддержания определенного уровня обеспеченности регионов и муниципальных образований, но и стимулом к повышению их уровня развития.

Повышение качества планирования объемов финансирования.

 

Развитие функции контроля эффективности использования полученных средств

Заключение соглашений с Минфином России в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета региона;

установление нормативов расходов на содержание органов государственной власти субъекта.

Повышение эффективности использования полученных средств.

Недостаточный контроль со стороны общества за динамикой показателей эффективности деятельности органов власти

По результатам работы органов исполнительной власти субъектов РФ проводить публичные слушания, отчеты о динамике показателей размещать на сайтах администраций регионов, обобщенную информацию за прошедший год – на сайте Правительства в сети Интернет, в СМИ, не позднее утверждения бюджета на следующий год.

Повышение качества управления деятельностью органов исполнительной власти; повышение эффективности контроля со стороны общества и улучшение обратной связи.

Неэффективная система подготовки и отбора кадров

Внедрение кадровых программ, направленных на оценку уровня кадровой обеспеченности и эффективности работы аппарата в органах власти.

Повышение качества кадрового состава и эффективности работы органов власти.

Недостаточные коммуникации с целью обмена опыта и распространения лучших практик работы регионов

Нормативное и организационное стимулирование органов власти к обмену информацией о лучших практиках работы в регионах.

Распространение опыта успешных регионов на другие субъекты Российской Федерации.

Современный этап развития системы мониторинга оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации находится на этапе развития. Можно констатировать, что система успешно применяется уже несколько лет и прошла этапы зарождения и становления.

Существующий уровень мониторинга позволяет на уровне Правительства Российской Федерации с достаточной степенью адекватности оценить эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако остаются причины для совершенствования данной системы, среди которых можно указать следующие:

  • в связи с упразднением Министерства регионального развития Российской Федерации остается вопрос по администратору системы;

  • остается насущной проблема по открытости данной системы, недостаточностью контроля за показателями со стороны общества, слабая обратная связь;

  • объективные трудности в универсальности показателей оценки для различных регионов Российской Федерации;

  • кадровые проблемы на государственной гражданской службе, требующие совершенствования механизма отбора, обучения и развития государственных служащих.

Авторы статьи:

Гурина М. А., к. э. н., доцент кафедры ГМСиМ Липецкого филиала РАНХиГС

Черняев В. В., доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по УВР Липецкого филиала РАНХиГС

Сатырь Т. С., научный сотрудник Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Материал подготовлен: 2014 г.

 

Список использованных источников

  1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minfin.ru/ru/

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178668/

  3. Официальный сайт Правительства Российской Федерации/ [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/orders/12290

  4. Проблемы межбюджетных отношений в России / [колл. авт.]. – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2012. – 188 с.

 

 

Комментарии