Важным звеном таможенно-тарифной политики во внешнеэкономической сфере национальной экономики является система ее таможенного администрирования, которая реализуется, в том числе, посредством таможенного налогообложения товаров, перемещаемых юридическими и физическими лицами через границу, в соответствии с избранной таможенной процедурой.
В настоящее время импорт товаров физическими лицами регулируется, в основном, Таможенным кодексом Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана [1], а также Соглашением от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» [2], с изменениями, внесенными Протоколом от 19 октября 2011 г.
В соответствии с этими документами (в т.ч. ст. 3 Соглашения), отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:
заявления физического лица
характера и количества товаров;
частоты перемещения физическим лицом товаров через таможенную границу.
При этом товары, указанные в приложении 1 Соглашения не могут быть признаны товарами для личного пользования ни при каких обстоятельствах. Так, пункт 6 данного приложения определяет, что машины, механизмы и оборудование соответствующих товарных групп не могут быть признаны товарами для личного пользования. В соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), к таковым относятся, в том числе:
станки для обработки любых материалов путем удаления материала с помощью лазерного или другого светового или фотонного луча (группа 8456);
центры обрабатывающие, станки агрегатные однопозиционные и многопозиционные, для обработки металла (группа 8457);
станки токарные металлорежущие, включая многоцелевые токарные станки (группа 8458);
оборудование для обработки резины или пластмасс или для производства продукции из этих материалов (группа 8477).
В соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, пошлины с подобных товаров взимаются по специфическим ставкам в размере от 0 до 10 евро за единицу ввозимой продукции, в зависимости от конкретной товарной группы. Оформление товаров, указанных в п. 6 приложения 1 к Соглашению, производится в общем порядке с соблюдением всех формальностей, как физическими, так и юридическими лицами.
Необходимо отметить, что таможенная стоимость ввозимых станков весьма рознится, но зачастую составляет более 1 тыс. евро, что позволяет говорить о ставке пошлины порядка 1-5%, а учитывая необходимость уплаты НДС 18%, реальная ставка таможенных платежей составляет не более 25% таможенной стоимости, а зачастую имеет значительно меньший размер.
Основной сложностью в оформлении подобного рода товаров для физического лица является не уплата таможенной пошлины, а соблюдение всех необходимых бумажных формальностей. Безусловно, граждане имеют полное право воспользоваться услугами таможенных брокеров, но далеко не все из них готовы работать с физическим лицом, да и качество предоставляемых услуг время от времени вызывает нарекания.
Хотя нормативно-правовая база по этому вопросу и отличается вполне достаточной проработанностью, необходимо указать на ее значительный объем и сложность для неподготовленных граждан, что в свою очередь приводит к их многочисленным запросам в таможенные органы с целью получения разъяснений и уточнений. Кроме того, граждане, производящие оформление подобных товаров далеко не всегда соблюдают сроки подачи документов и их полноту. Все это приводит к повышенной нагрузке на таможенные органы, в основном ориентированные на работу с корпоративными участниками ВЭД.
Значительная часть заказываемого физическими лицами за рубежом станочного оборудования относится к инновационным станкам и устройствам, зачастую подключаемым к компьютерной технике или иным электронным управляющим аппаратам. В последнее время, в связи с повышением доступности и значительным снижением цен, достаточно активно стали ввозить из-за рубежа подключаемое к компьютеру оборудование для лазерной резки (в основном малой и средней мощности, предназначенное для обработки пластмасс, дерева и алюминия), а также различных видов 3D-принтеры, работающие с пластмассами. Учитывая, что это оборудование активно используется в любительской робототехнике, объемном проектировании объектов и иных проектах IT-сферы, нужно отметить важность такого рода оборудования как для развития российских информационно-коммуникационных технологий, так и для развития высоких технологий в целом. Тем, не менее, несмотря на очевидную пользу, ввоз таких товаров затруднен.
Кроме того, уровень таможенного обложения данной категории товаров неэффективен, так как составляет максимум 25% таможенной стоимости, в то время как единая ставка таможенной пошлины по товарам, ввозимым для личного пользования физическими лицами, составляет 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за килограмм.
В этой связи представляются целесообразными предложения:
во-первых, внести исключение из п. 6 приложения 1 к Соглашению в части ввоза физическими лицами единичных экземпляров станков или иного высокотехнологичного оборудования, в особенности управляемого через компьютер или иные вычислительные устройства;
во-вторых, разрешить оформление таких товаров в упрощенном порядке, принятом для всех иных товаров личного пользования;
в-третьих, установить единую ставку таможенной пошлины на эти товары, аналогичную единой ставке для физических лиц;
в-четвертых, ввести лимит на ввоз одним физическим лицом станков и оборудования в размере не более одной единицы за 6 месяцев.
Список использованных источников
Таможенный кодекс Таможенного союза. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12171455/
Соглашение от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/Pages/fizlica.aspx
Составил доцент кафедры международных экономических отношений Южно-Российского института – филиала РАНХиГС Курников Е.В.