Проблемы
1. Низкая доступность при высокой стоимости импортных
технологий АПК. Отсутствие современных отечественных
технологий.
2. Дефицит квалифицированных специалистов и рабочих для
сельского хозяйства.
3. Ограниченная доступность финансово-кредитных ресурсов.
4. Недостаточная мощность и высокая стоимость транспорт-
ной и логистической инфраструктуры АПК.
5. Частая смена форм, направлений и принципов поддерж-
ки АПК.
6. Отсутствие программ поддержки действующих произ-
водств малого и среднего агробизнеса.
7. Информационный вакуум и отсутствие квалифицирован-
ной консультационной и маркетинговой поддержки для
фермерских хозяйств.
Цели
1. Первоочередная задача — насыщение внутреннего рынка
отечественной сельхозпродукцией (рациональное импор-
тозамещение), достижение требуемого уровня продоволь-
ственной независимости по важнейшим видам продуктов.
2. По мере насыщения российского рынка — расширения экс-
порта российской сельхозпродукции.
В системе государственной поддержки упор делается на раз-
витие высокопроизводительного производства и выпуск каче-
ственной конкурентной продукции.
Приоритетные направления
1. Развитие инфраструктуры АПК — основная инвестицион-
ная мера поддержки — включает два направления:
– интеграция приоритетных проектов АПК в программы
развития производственной и транспортной инфраструк-
туры, формируемых уполномоченными ФОИВ. Основ-
ной механизм — соучастие государства в инженерной
и транспортной подготовке площадок, на которых ло-
кализуются инвестиционные проекты частного агробиз-
неса;
– развитие специализированной инфраструктуры АПК.
Основные мероприятия: разработка прогноза потоков
и транспортно-логистической схемы перевозки сельхоз-
продукции, льготное кредитование и субсидирование ча-
сти затрат по модернизации и строительству объектов
специализированной инфраструктуры, реализация пи-
лотных проектов агрологистических центров. Агрологи-
стрические центры — комплексы объектов по хранению
и переработке сельскохозяйственной продукции, располо-
женные на компактной территории. Такие центры могут
быть построены либо вблизи крупных городов — перспек-
тивных рынков сбыта, либо в важнейших транспортных
узлах вблизи центров производства сельскохозяйственной
продукции. К ним могут быть привязаны и логистические
предприятия (грузораспределительные центры) сетевых
торговых компаний.
2. Финансово-кредитная поддержка АПК.
Необходимо сформировать новые механизмы поддержки, ока-
зывающих льготную финансовую и маркетинговую поддержку
предприятиям АПК:
– Банк инвестиционного развития сельского хозяйства;
– Банк краткосрочного кредитования сельского хозяйства;
– Фермерский кредитный банк.
Целесообразно сохранить действующие механизмы поддерж-
ки, а именно:
– льготное кредитование сельскохозяйственных производи-
телей через Россельхозбанк;
– возмещение части затрат сельскохозяйственных товаро-
производителей на возмещение страховой премии;
– возмещение части процентной ставки по инвестицион-
ным и краткосрочным кредитам (займам);
– формирование перечня типовых кредитных продуктов
для сельского хозяйства в крупнейших банках России.
3. Содействие технологическому развитию АПК.
Целесообразно сохранить действующие механизмы поддерж-
ки, а именно:
– сохранение программ льготного лизинга сельскохозяйствен-
ной техники;
– сохранение субсидии на возмещение прямых понесенных
затрат на создание и модернизацию объектов АПК;
– сохранение грантовой поддержки сельскохозяйственных по-
требительских кооперативов на развитие материально-тех-
нической базы.
Новое направление поддержки — субсидирование программы
трейд-ин (trade-in) для отечественной сельскохозяйственной
техники.
4. Инновационное развитие АПК.
Базовая часть программы нацелена на модернизацию отече-
ственных производителей средств производства (техники, тех-
нологий, химических веществ) для АПК. Основная мера — суб-
сидирование производителей сельскохозяйственной техники.
Возможно также ввести аналогичные субсидии для производи-
телей химических веществ для сельского хозяйства (кроме ми-
неральных удобрений).
Стимулирующая часть программы направлена на усиление
инновационной деятельности в отрасли и включает:
– программы развития базовых аграрных вузов;
– совместные гранты Министерства сельского хозяйства и на-
учных фондов на фундаментальные исследования;
– целевые гранты Министерства сельского хозяйства и науч-
ных фондов на прикладные научные исследования;
– субсидирование части прямых затрат сельскохозяйственных
производителей на проведение научно-исследовательских
разработок;
– сохранение мер поддержки племенного животноводства.
– создание федерального Агротехнологического фонда вен-
чурных инвестиций;
– субсидирование части затрат на модернизацию племенных,
семеноводческих хозяйств и плодопитомников;
– создание региональных инновационных агропромышленных
кластеров на основе принципов государственно-частного парт-
нерства (при участии фонда венчурных инвестиций).
Ключевым направлением инновационной политики может
стать создание специализированного Агротехнологическо-
го фонда венчурных инвестиций. Он должен заниматься ин-
вестированием проектов технико-внедренческого характера:
созданием опытных производств, развитием семеноводческих
и племенных хозяйств, плодопитомников.
5. Развитие аграрного образования.
Предлагается внедрить точечные меры модернизации аграрной
образовательной системы, а именно:
– выбор базовых аграрных вузов России (– учебных за-
ведений);
– подготовка специальной программы модернизации ба-
зовых вузов;
– создание базовых центров профессиональной переподго-
товки в ключевых регионах на принципах государствен-
но-частного партнерства;
– разработка при участии министерства образования и биз-
неса новых образовательных стандартов для аграрных
специальностей;
– формирование фонда конкурсного финансирования обу-
чения и стажировок за границей для работников сельско-
го хозяйства.
6. Поддержка многоукладности сельскохозяйственного про-
изводства.
Цель программы — развитие локальных рынков продовольствия
скоропортящейся продукции в малых и средних города, сель-
ских районах. Одновременно будет обеспечиваться занятость
сельского населения, в том числе в традиционных отраслях. Не-
обходимы особые формы поддержки не только для новых про-
изводств (сравнительно успешно функционируют в настоящее
время), но и для действующих предприятий. Основные меры
программы:
– сохранение грантовой программы «Начинающий фермер»;
– сохранение грантовой программы «Семейная ферма» —
на создание собственной фермы с несколькими работни-
ками;
– гранты на модернизацию или расширение программы «Се-
мейная ферма»;
– льготная аренда сельскохозяйственных земель из фонда пе-
рераспределения для фермеров;
– выделение земель действующим фермерам под строитель-
ство индивидуального дома;
– субсидирование части расходов на ветеринарные услуги;
– создание сети центров информации и консультаций, предо-
ставления услуг фермерам в районных центрах;
– создание федерального портала для фермеров по принципу
портала «Государственные услуги», содержащего банки гото-
вых (прошедших согласование) проектов ферм, технической
литературы и лучших практик развития ферм, опцию пода-
чи электронной заявки на получение государственной под-
держки, участие в местных и региональных ярмарках фер-
мерской продукции.
7. Развитие услуг сельскому хозяйству в районных центрах.
Предлагается сформировать программу по созданию сети цент-
ров услуг сельскому хозяйству в районных центрах на прин-
ципах государственно-частного партнерства (муниципально-
частного партнерства).
В этот центр могут входить следующие предприятия сфе-
ры услуг:
– центр лизинга малой и подержанной сельскохозяйственной
техники;
– мобильные бригады для выполнения сельхозработ;
– ремонтное предприятие для сельскохозяйственной техники;
– дилерские сервис-центры заинтересованных производите-
лей;
– автотранспортное предприятие;
– инфраструктурные объекты сельскохозяйственной коопе-
рации, специализированная сельскохозяйственная инфра-
структура (элеваторы, овощехранилища, морозильные ка-
меры);
– цех забоя скота;
– центр организационного и финансового консультирования
(коллективный маркетинг и консалтинг);
– центр ветеринарных услуг;
– образовательный центр и др.
Основными потребителями услуг будут небольшие сельскохо-
зяйственные предприятия и фермерские хозяйства района.
8. Развитие производства экологически чистой продукции.
Основные направления программы:
– принятие закона «О производстве органической сельскохо-
зяйственной продукции»;
– разработка системы национальной сертификации экологи-
чески чистой продукции для основных товарных групп;
– субсидирование сертификации экологически чистой продук-
ции для крестьянских и фермерских хозяйств;
– грантовая программа подготовки к сертификации для кре-
стьянских фермерских хозяйств, работающих не менее трех
лет.
9. Мониторинг воздействия АПК на окружающую среду.
Для реализации программы необходимо сформировать с при-
влечением научного и бизнес сообществ нормативную базу для
оценки воздействия предприятий АПК на окружающую и соци-
альную среду.
Формирование нормативной базы позволит далее создать
национальную сеть центров мониторинга воздействия АПК
на окружающую среду.
В обязанности центров будет входить мониторинг:
– воздействия крупных предприятий АПК на окружающую
среду (выбросы в атмосферу, стоки);
– мониторинг состояния почв по основным компонентам
(углерод, гумус, минеральные вещества);
– контроль внесения минеральных удобрений и использо-
вания химических веществ сельскохозяйственными пред-
приятиями;
– мониторинг соблюдения научно обоснованных севообо-
ротов;
– мониторинг сельскохозяйственного использования земель.
10. Поддержка уникальных отраслей.
В АПК России входят отрасли, которые являются символами
страны, брендами мирового имиджа России, это: оленеводство,
коневодство, льноводство.
В рамках программы предлагается разработать комплекс
мер по повышению коммерческий привлекательности отрас-
лей в сочетании с точечной государственной поддержкой брен-
дированных производителей.
Меры поддержки по отраслям могут быть следующими.
• Оленеводство:
– пролонгация действующей программы развития северного
оленеводства;
– развитие пантового оленеводства;
– содействие в организации снабжения новых проектов по раз-
витию Арктической зоны — олениной.
• Коневодство:
– инвентаризация пород, внедрение системы племенных книг;
– постепенное увеличение субсидий на отечественные породы
лошадей — для поддержки конезаводов;
– поддержка любительских конных клубов в пригородных рай-
онах больших городов, популяризация туристических проек-
тов с привлечением отечественных лошадей.
• Льноводство:
– поддержка севооборотов льна, осуществляемых крупными
льнотрестами;
– популяризация изделий из льна для туристов.
К 2015г. в АПК РФ усилились вызовы и барьеры развития:
ВЫЗОВЫ | БАРЬЕРЫ |
Повышение уровня продовольственной безопасности РФ по ос- новным стратегиче- ским продуктам пита- ния | Недостаточная нормативная и правовая защищенность российского рынка, направления на протекцию отече- ственных сельхозтоваропроизводителей |
Увеличение объемов производства стратеги- ческих продуктов пита- ния | Уровень организации и модернизации отдельных сель- скохозяйственных мощностей по производству продук- ции не соответствует быстрому увеличение объемов производства. |
Рост производства про- дукции АПК на 3,5–5 % ежегодно | Повышение инфляции и уменьшение прямых инвести- ций, в первую очередь иностранных; сравнительно невысокое качество отечественной про- дукции; снижение уровня потребления населением РФ вслед- ствие сокращения реальных доходов населения |
Максимизация отече- ственного потребления внутри самой страны | В условиях нехватки основных стратегических продук- тов питания (сахар) производимая продукция реализу- ется в больших объемах за пределы РФ |
Развитие государствен- но-частного партнер- ства в АПК РФ | Бюджетный дефицит на ближайшие годы.; низкая рентабельность отечественного производства сельскохозяйственной продукции; рост стоимости производства продукции сельского хо- зяйства |
2018-2023
ВЫЗОВЫ | БАРЬЕРЫ |
Получение в АПК РФ положительного сальдо в области внешней тор- говли | Низкая информационная компетентность предприя- тий о существующих мерах господдержки, бюрократи- ческие трудности по ее получению; неразвитость логистического продвижения отече- ственной продукции АПК на зарубежных рынках; отсутствие эффективной политики кредитования ре- ального сектора АПК со стороны коммерческих струк- тур и государства; отсутствие действенных мер по продвижению отече- ственной продукции на растущих азиатских рынках |
Внедрение инноваций и передовых техноло- гий в процессы произ- водства сельскохозяй- ственной продукции | Состояние аграрной науки, которая за кризисные годы утратила большую часть своего интеллектуального и кадрового потенциала; проблема доведение прогрессивных технологий и пе- редового опыта непосредственно до производства, из- за нарушенных связей в инновационной сети. Так, ежегодно в АПК невостребованными производством оказываются до 80 % законченных научных разрабо- ток; отсутствие у предприятий реальной заинтересованно- сти и стремления к внедрению научных и инноваци- онных разработок |
Экологизация агропро- мышленного производ- ства | Низкий уровень квалификации отдельных групп зем- лепользователей (фермеров и личных собственников); экстенсивный характер ведения хозяйства; отсутствие теоретической, методологической и мето- дической базы экологизации АПК в условиях различ- ных форм собственности |
Повышение доходности отечественных сельхоз- товаропроизводителей | Устойчивый рост цен на материально-технические ре- сурсы; низкая доля сельхозтоваропроизводителей к конечных розничных ценах продовольствия. |
2023-2030
ВЫЗОВЫ | БАРЬЕРЫ |
Обеспечение междуна- родного уровня конку- рентоспособности агро- промышленной продукции как по каче- ству, так и по ценам реа- лизации | Недостаточные объемы производства продукции; низкое инновационное качество инвестиций в раз- витие национальных конкурентных преимуществ; низкое качество инфраструктуры; низкое качество корпоративного управления; низкая эффективность методов госрегулирования, высокие издержки хозяйственной инвестиционной деятельности предприятий; неэффективная система таможенного администри- рования |
Создание защищенного от агрессивного импорта отечественного рынка сбыта | Разработка концепции политики импортозамеще- ния; ужесточение нетарифного регулирования, в частно- сти ограничений по качеству продукции, соблюде- нию санитарно-ветеринарных регламентов и т. д. |
Эффективное импортоза- мещение на рынке жи- вотноводческой продук- ции | Недостаточное обеспечение животноводства и пти- цеводства достаточной кормовой базой; неразвитость сектора высокопродуктивного специа- лизированного аграрного производства с использо- ванием интенсивных технологий; несовершенство системы страхования в животновод- стве; отсутствие практического внедрения в производство высокотехнологичных, научно-обоснованных проек- тов производства животноводческой продукции, распространение передового опыта |
В более отдаленной перспективе основны-
ми драйверами развития АПК России для обеспечения им-
портозамещения планируются:
– рост производства овощей закрытого грунта, для чего необ-
ходимо дополнительно построить современные тепличные
комплексы;
– развитие селекционно-семеноводческих центров для обес-
печения импортозамещения семян овощей;
– модернизация производства с использованием ресурсосбе-
регающих технологий во всех сферах деятельности АПК.
К потенциальным точкам роста и развития агропромышленно-
го комплекса на 2023–30 гг. можно отнести:
– увеличение зернового производства к 2020 г. за счет расши-
рения площади под зерновые культуры (экстенсивный путь
развития), а также роста средней урожайности с одного гек-
тара (интенсивный путь развития);
– развитие масличного рынка, обусловленное высоким уров-
нем эффективности производства масличных культур и их
высокой экспортной востребованности;
– получение высоких урожаев сахарной свеклы, обусловлен-
ных интенсификацией производства и повышением сель-
хозтоваропроизводителями уровня агрокультуры, а также
расширения мощностей по хранению и переработке про-
дукции свеклосахарного производства;
– рост производства плодовоовощной продукции до г.
на фоне роста потребления населением данной группы про-
дукции и строительства высокотехнологичных перерабаты-
вающих комплексов с полным циклом обработки и хране-
ния;
– развитие мясного животноводства на основе применения
инновационных технологий и достижений современной се-
лекции;
– развитие молочной отрасли путем увеличения поголовья
животных и повышения продуктивности.
В соответствии с этим реформа АПК в России означает выпол-
нение следующих мер:
– совершенствование законодательной базы и нормативных
правовых актов;
– проведение мониторинга состояния земель и создание соот-
ветствующего банка информационных ресурсов;
– проведение комплекса мероприятий агротехнической
и лесо мелиорации;
– обеспечение научно-методологического подхода к мероприя-
тиям по сохранению плодородия почв и воспроизводству
з емельных ресурсов;
– реконструкция оросительных систем;
– обеспечение животноводства и птицеводства достаточной
кормовой базой;
– стимулирование привлечения инвесторов в сектор высоко-
продуктивного специализированного аграрного производ-
ства с использованием интенсивных технологий;
– развитие страхования в сельском хозяйстве с государствен-
ной поддержкой, в том числе и в животноводстве;
– внедрение высокотехнологических проектов производства
растениеводческой продукции с привлечением прикладной
науки для популяризации передового опыта;
– обеспечение поддержки научных исследований в области
инновационных аграрных технологий, включая биотехноло-
гии микроорганизмов, растений, животных, нанотехнологии,
альтернативную энергетику и т. д.;
– улучшение племенной работы, ориентированной на макси-
мальное использование селекционных достижений и генети-
ческого потенциала животных;
– развитие семеноводства;
– развитие инвестиционной деятельности и информационно-
консультационной системы;
– совершенствование и развитие системы ремонта и техниче-
ского сервиса сельскохозяйственной техники;
– развитие механизмов субсидирования путем предоставле-
ния инвестиционных кредитов и лизинга машиностроитель-
ной продукции;
– повышение производительности труда и создание новых ра-
бочих мест за счет расширения направлений сельскохозяй-
ственного производства;
– развитие инфраструктуры отечественного агропродоволь-
ственного рынка и поддержание экспортного уровня кон-
курентоспособности на мировом рынке посредством совер-
шенствования мер государственного регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции и защиты интересов рос-
сийских производителей;
– развитие интенсивных технологий в растениеводстве, под-
держка элитного семеноводства и резкое повышение уро-
жайности основных культур.
Авторы статьи: А. С. Олейник, О. И. Шаталова
Материал подготовлен: 2017 г.