ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ УК "ГОССЛУЖБА"

Комментарии · 1524 Просмотры

Был проведен опрос экспертов относительно восприятия работы портала.В ходе опроса были поставлены задачи по выявлению уровня знания и пользования порталом

В исследовании «Комплексная экспертная оценка реформы госслужбы» была дана не только оценка качества взаимосвязи «поставщик — пользователь» с точки зрения потенциальных пользователей, но и проведен подробный анализ мнений постоянных пользователей портала. Целевая выборка экспертов для количественного опроса, описанная ниже, была определена нами по причине того, что акцент делался нами как на получении новых знаний, так и на уточнении имеющихся данных, чем, в частности, нам могут помочь внутренние эксперты. С этой целью в анкету были помещены открытые вопросы.

Таким образом, был проведен опрос экспертов относительно восприятия работы портала.

В ходе опроса были поставлены задачи по выявлению уровня знания и пользования порталом среди экспертов различных категорий, определению причин не востребованности портала, оценке качества работы портала по ряду показателей (доступность, открытость, информативность, оперативность, эффективность, представительность), поиску проблем и недостатков работы портала, а главное — задачи по выработке предложений и рекомендаций по совершенствованию работы и перспективам развития портала.
На основе результатов опроса выработаны предложения и рекомендации по основным направлениям развития пор-тала: ключевые возможности, потенциал развития, барьеры; оценка содержания контента портала, а также разработаны рекомендации в целях повышения эффективности реформирования и развития сферы государственной службы и государственного управления.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

I. Знание и пользование федеральным порталом «Госслужба»

Обратимся к анализу осведомленности о наличии портала и пользования порталом «Госслужба». Как показывают данные, полученные после опроса внутренних экспертов (82 человека из всех экспертов), большинству экспертов, занятых в сфере госслужбы, известен портал (82%). Из табл. 3 мы видим, что пользуются порталом примерно половина экспертов (47%); знают, но не пользуются — треть (35%).

Таблица 3. Сравнение знания и пользования порталом «Госслужба» в восприятии внутренних и внешних экспертов, %

 Внутренние эксперты Внешние эксперты 
Знаю и пользуюсь4738
Знаю, но не пользуюсь3541
Не знаю1822
Всего100100

Отметим основные причины отсутствия востребованности портала из числа тех, кто знает о портале, но не пользуется им из числа внутренних экспертов (из рис. 10): отсутствие необходимости (72%) и наличие альтернативных источников информации и ресурсов (16%).

Большинству внешних экспертов, согласно табл. 3, также известен портал «Госслужба» (79%): уровень использования —ниже, чем у госслужащих (38%); знают, но не пользуются — 41%. Основные причины непользования, согласно рис. 12:

Рис. 10. Причины неиспользования портала внутренними и внешними экспертами, % от всех опрошенных

нет необходимости (71%), наличие альтернативных источников информации (8%), слабая осведомленность о портале (8%), низкая оценка качества информации и функциональности портала (8%).

II. Оценка качества работы портала «Госслужба» по по-
казателям


Внутренние и внешние эксперты сходятся во мнении об относительно высокой доступности, открытости и информативности федерального портала «Госслужба». В то же время внешние эксперты значительно ниже оценивают эффективность данного ресурса, а также чаще обращают внимание на слабую представленность некоторых государственных ведомств на портале. Как видно из рис. 11, ответы двух групп экспертов распределены между собой однородно.

Рис. 11. Экспертная оценка критериев качества работы федерального портала «Госслужба» по шкале от 1 до 5, средний балл

 

III. Анализ проблем и недостатков портала «Госслужба»

Не менее половины внутренних (52%) и внешних (53%) экспертов (см. рис. 12), также сходятся во мнении о том, что на портале «Госслужба» в недостаточной степени реализована функция взаимодействия граждан России, заинтересованных в поступлении на государственную гражданскую службу,с кадровыми службами государственных органов.

Рис. 12. Недостаточно хорошо реализованные на портале «Госслужбы» возможности и информационные, % от всех опрошенных

Внешние эксперты также часто обращают внимание на отсутствие информации о состоянии и тенденциях развития кадрового состава сферы (47%) и о порядке поступления и прохождения государственной гражданской службы (40%).

IV. Предложения по доработке портала «Госслужба»


На рис. 13 мы видим, что, с точки зрения внутреннихи внешних экспертов, наиболее востребована и требует добавления на портал «Госслужба» следующая информация:методические, нормативно-правовые и другие материалы,регулирующие сферу государственной гражданской службы (30%), информация, формирующая позитивный образ сферы государственной службы (19%), статистическая информация, аналитика, отчетные материалы о  результатах деятельности государственных органов (16%), материалы об ин н новационном развитии, зарубежном опыте и перспективах сферы государственной гражданской службы (12%), вакансии и  кадровый резерв (9%).

Рис. 13. Функциональные возможности и материалы, которые необходимо добавить на портал «Госслужба», % от всех опрошенных

При этом стоит отметить, что существует раздел нормативно-правовой информации. Вероятно, эксперты считают недостаточным размещение материалов строго по вопросу у государственной службы, в связи с чем является целесообразным расширить перечень тематик материалов представленных в данном разделе.

В качестве основных  выводов  выделим следующие:

  • Существует высокий уровень знания федерального портала «Госслужба» в экспертном окружении — от 79 до 82%. Пользуются порталом почти половина опрошенных госслужащих (47%) и до 38% внешних экспертов, что является в целом довольно высоким показателем.
  • Наиболее частая причина необращения к порталу — отсутствие необходимости (71–72% среди тех, кто знает, но не пользуется). Однако среди экспертов есть и те, кто не пользуется порталом, поскольку считает его мало-информативным, неудобным и предпочитает пользоваться другими доступными источниками информации.
  • Внутренние и внешние эксперты достаточно высоко оценивают качество работы портала «Госслужба» по таким параметрам, как доступность, открытость и информативность. Внешние же эксперты достаточно низко оценивают эффективность данного ресурса.
  • Проблемы и недостатки портала «Госслужба»: половина (52–53%) экспертов сходятся во мнении о том, что на портале «Госслужба» в недостаточной степени реализована функция взаимодействия с кадровыми службами государственных органов. Внешние эксперты также обращают внимание на отсутствие информации о состоянии и тенденциях развития кадрового состава сферы (47%) и о порядке поступления и прохождения госслужбы (40%).

 

На основе проанализированных данных, полученных на основе опроса экспертов, нами были составлены следующие рекомендации по основным направлениям развития порта ла: ключевые возможности, потенциал развития, барьеры; оценка содержания контента портала.

На основе полученных результатов можно выделить несколько групп общих рекомендаций: 

1. Общие рекомендации по популяризации портала «Госслужба»

  • Размещать регулярно актуальную информацию (давать более широкий спектр информации).
  • Публиковать оригинальный контент, являясь первоисточником, одновременно с этим обеспечив удобную навигацию по данным материалам (существует вероятность, что контента может быть достаточен, но сложен для поиска).
  • Обеспечить большую фактическую вовлеченность государственных органов в работу на портале.
  • Обеспечить на качественно более высоком уровне взаимодействие с кадровыми службами государственных органов, внедрив актуальные для пользователей механизмы.
  • Внести изменения в нормативно-правовую базу, обеспечив обязательность наличия обратной связи по запросам, поступившим через портал.

2. Уточняющие рекомендации относительно наполнения информационными материалами и функциональными возможностями (в порядке убывания

  • Обеспечить более удобную навигацию по материалам так, как результаты исследования показывают, что зачастую эксперты указывают на отсутствие материалов, которые представлены на портале, но являются сложными для нахождения.
  • Методические, нормативно-правовые и другие материалы, регулирующие сферу государственной гражданской службы (или улучшить навигацию по ним, если материалы считаются представленными в полном объеме).
  • В связи со сложностями поиска информации на сайте, обеспечить контекстный поиск по материалам портала во всех разделах, обеспечив индексацию материалов.
    Информация о лучших практиках в сфере госслужбы, информация об образцовых госслужащих и другие материалы, формирующие позитивный образ сферы государственной гражданской службы.
  • Аналитические обзоры, публикации ведомственной статистики, отчеты о результатах деятельности государственных органов, которые можно разместить в отдельном разделе.
    Информация об инновационном развитии, зарубежном опыте и перспективах сферы государственной гражданской службы.
  • Создать более современную систему поиска по вакансиям с элементами интеллектуального поиска.
  • Более полную информацию о кадровом резерве государственной гражданской службы (или улучшить навигацию по данной информации).
  • Материалы по вопросам борьбы с коррупцией и лучшим практикам в данной области.
  • Реализация возможности размещения обращений к госорганам, обратная связь (в том числе общедоступная), организация форума для обсуждения актуальных вопросов в сфере госслужбы.

В заключение добавим, что, согласно результатам данного исследования, портал действительно оказался востребован для экспертов, представляющих как государственный сектор, так и научное сообщество. Результаты показывают, что портал имеет высокий потенциал дальнейшего развития. Экспертное сообщество имеет вполне четкие запросы к его совершенствованию и расширению функционала. Таким образом, ситуация  с порталом, сложившая в  данное время, является оптимальной почвой для комплексного обновления портала «Госслужба» и создания на его базе информационно-коммуникационной площадки, которая будет содержать в себе ряд новых функций, включая рекомендованные экспертами. В свою очередь собранные рекомендации экспертов позволяют сфокусировать и расставить приоритеты при планировании дальнейших шагов по развитию портала и его наполнению.

Эффективность работы органов власти в целом и реализации кадровой работы, которая исследовалась в предыдущем разделе, в частности во многом зависит от используемых современных информационных и коммуникационных технологий. П П озиционирование в сети Интернет через официальные сайты, социальные сети, специализированные ресурсы позволяет повышать информационную открытость и прозрачность деятельности органов власти, решать конкретные задачи по информированию общества, получению обратной связи, реализации кадровых технологий.

Одним из важнейших инструментов, обеспечивающих функционирование системы государственной службы, является федеральный портал управленческих кадров «Госслуж-ба». Существующий портал «Госслужба», являющийся на сегодня единым государственным информационным ресурсом,
содержащим актуальную информацию о системе государственной службы Российской Федерации, порядке поступления и прохождения государственной гражданской службы, нуждается в постоянном совершенствовании, развитии и доработке. Для оценки качества работы портала, выявления его сильных и слабых сторон, определения путей его развития, необходимо, во-первых, определить методологию исследования, во-вторых, обратиться к опыту 

В качестве дополнения к основной методологии исследования изучение мнений относительно информационных ресурсов целесообразно проводить с использованием «технологической модели принятия», и цель этой модели — дать объяснение основным моментам использования компьютера, которые способны прояснить поведение пользователя. Удовлетворение пользователя концептуализируется как аффективная реакция индивида в области использования компьютерных технологий в  целом [49]. Так, к примеру, в исследовании правительственного сайта, связанного с туризмом в Тайване, ключевыми факторами восприятия сайта при использовании данной модели были восприятие дизайна (навигация, внешний вид, расположение блоков) и качество самого сервиса [52, p. 466]. Поскольку сфера туризма ориентируется в некотором смысле на продажу конкретных образов, связанных со  стилем жизни, с отдыхом в частности, то использование визуального материала и оценка восприятия дизайна сайта имеют одну из ключевых ролей в исследовании. В нашем же случае с ф ф едеральным порталом управленческих кадров «Госслужба» визуальное оформление ставится не на первое место, в  отличие от содержательного аспекта, поскольку целью не  является продвижение образов или тому подобное.

Зарубежный опыт развития порталов государственной службы недостаточно изучен, но хотелось бы подчеркнуть, что проблема избыточности информационных ресурсов, которые регулируют систему государственного и муниципального управления в целом и государственной службы в частности, им не присуща. Опыт других стран, в частности США, говорит в пользу развития информационных ресурсов для госслужащих, но отрыв государственной службы, ее изоляция от других видов профессиональной деятельности как по требованиям к навыкам, так и  по условиям труда, не является положительным трендом. В этой связи необходимо выделить два приоритетных направления развития информационных технологий на государственной службе: это рациональная открытость (или, наоборот, рациональная изоляция) и клиентоориен н тированность систем. Прежде всего они должные нести функцию не «доски объявлений» о вакансиях, к чему в настоящее время свелась их функция, а быть содержательным интегратором нормативных правовых документов, учебно-методических материалов, статистической отчетности.

 

Авторский коллектив:
Калмыков Н. Н., канд. социол. наук, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС;
Созаева Д. А., канд. экон. наук, доцент Государственного университета управления;
Краснопольский И. А., научный сотрудник Экспертно-аналитического центра РАНХиГС;
Сатырь Т. С., научный сотрудник Экспертно-аналитического центра РАНХиГС;
Рехтина Н. В., канд. социол. наук, ведущий научный сотрудник Экспертно-аналитического центра РАНХиГС;
Трофимченко Ю. И., научный сотрудник Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Реформирование и развитие государственной службы в Российской Федерации : аналитический доклад. — М.  : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. — 168  с.

ISBN 978-5-7749-1246-9

Комментарии