Труд и занятость

Комментарии · 1725 Просмотры

Интервьюер: Ермакова Анастасия Владимировна
Интервьюируемый: Тютин Дмитрий Васильевич
Должность: Кандидат экономических наук, доцент, заместитель дире

- Как бы вы оценили нынешний уровень безработицы? Что можно сделать, чтобы уменьшить его?

- В последние месяцы уровень безработицы в российской экономике увеличился до 6%, что обусловлено пандемической ситуацией. Можно предполагать, что при сворачивании мер государственной поддержки бизнеса, направленных на обеспечение занятости, это показатель прирастет. Очевидно, что меры, направленные на поддержание занятости и снижение безработицы могут быть разделены на реактивные и проактивные. Меры реактивного характера в настоящее время реализуются федеральными и региональными властями. Они ориентированы на недопущение стремительного роста безработицы благодаря поддержке бизнеса и сохранению рабочих мест. Другой комплекс мер направлен на поддержание лиц, потерявших работу и источники регулярного дохода. Это меры, связанные с выплатой пособий по безработице, возврат ранее уплаченного налога самозанятыми и другие меры, ориентированные на компенсацию потерянного дохода. Однако, перспективными являются меры проактивного характера, направленные на избегание шоков безработицы. Это инструменты государственной политики, направленные на структурное развитие экономики, ее диверсификацию за счет развития «новой» экономики. Особенно актуальным данный вопрос является в тех регионах, где локальные рынки труда характеризуются монопрофильностью (моноструктурностью), имеются существенные ресурсные и инфраструктурные ограничения.

 

- Некоторые предприятия прибегают к массовому увольнению работников, в следствии чего люди теряют единственную работу, как можно им помочь?

- Отчасти ответ на данный вопрос содержится в предыдущем тезисе. Было бы не совсем верно утверждать, что в случае возникновения очередных шоков безработицы, вопрос должен решаться с помощью государственных мер социальной защиты безработных. Перспективными являются меры государственной политики, направленные на стимулирование экономики и создание новых рабочих мест. Важно создать условия, при которых работник, потерявший работу не становился безработным, а имел возможность трудоустройства в смежной сфере, либо возможность в относительно короткие сроки нарастить свои компетенции, пройдя обучение, трудоустроиться в другой. Но для этого требуется развитие новых производств, формирование инфраструктуры подготовки кадров по востребованным направлениям подготовки, что является результатом проактивного действия государства.

 

- Существует такое явление, как задержка заработной платы. Что посоветуете тем, кому задерживают зарплату?

- Существуют правовые механизмы регулирования подобных ситуаций и защиты интересов работников. Предложить что-то иное, другую модель поведения работника, которому задерживают заработную плату, невозможно. Однако, следует понимать различные исходные предпосылки возникновения подобной ситуации. Когда мы имеем дело с задержкой заработной платы работнику, который официально принят на работу и получает заработную плату без использования «конвертных» схем, то ситуация может быть разрешена с применением установленных правовых процедур. В противном случае, если работник официально не трудоустроен или получает «серую» заработную плату, тогда может быть только один совет – «обеление» собственной деятельности. Только в этом случае работник может рассчитывать на защиту и социальную поддержку со стороны государства.

 

- Как помочь молодежи в трудоустройстве?

- Думаю, здесь опять можно говорить о проактивных мерах государственной политики. Молодой человек, который начинает свой жизненный путь, задумывается о собственных перспективах, в т.ч. карьерных, материальном благополучии, на мой взгляд, нуждается не столько в помощи, сколько в формировании относительно понятного запроса со стороны работодателя о необходимых компетенциях. Государственные институты могут участвовать в этом процессе, разрабатывать прогнозы потребности кадров, формировать инфраструктуру опережающего обучения. Понимание запроса на подготовку кадров и системы опережающего обучения будут способствовать росту трудовой мобильности молодых кадров. Последнее, на мой взгляд, является одним из факторов решения проблем занятости молодежи.

 

- Как проваляется скрытая безработица?

- Если исходить из классического понимания содержания данного понятия в экономической теории – это состояние на рынке труда, проявляющееся в сокращенной продолжительности рабочего времени сотрудника. Иначе говоря, это ситуация, когда работник формально является занятым в конкретной организации, однако работает не полный рабочий день (или вовсе находится в неоплачиваемом отпуске) и, таким образом, лишен дохода или его части. Де-юре сотрудник числится занятым, а де-факто, может быть безработным. Подобная ситуация имеет многообразные формы проявления. Можно вспомнить опыт постсоветской перестроечной экономики, когда квалифицированные сотрудники (в т.ч. инженерные, педагогические и иные кадры) были вынуждены сменить сферу своей деятельности, посвятив себя ведению личного подсобного хозяйства, мелко-рыночной торговле («челночеству»). В сущности, в настоящее время мы тоже можем наблюдать феномен «гаражной» экономики, за образом которой скрывается широкий спектр услуг и некоторая часть производства. При этом необходимо учитывать, что сама по себе «гаражная» экономика не выступает явлением исключительно отрицательным. В большинстве случаев, смену сферы деятельности, как реакцию на угрозу безработицы, следует рассматривать положительно. Отрицательным здесь является сам факт теневизации «гаражной» экономики. Хотя и здесь государство предусмотрело возможность легализации деятельности в рамках расширения режима самозанятости. Ну и еще один негативный аспект «гаражной» экономики я бы предложил учитывать – это угроза девальвации компетенций, когда высококвалифицированный специалист не может профессионально реализоваться в силу отсутствия или утраты возможности работать по профессии.

 

- Уровень жизни падает, влияя на психическое состояние рабочих. Как повысить уровень жизни населения?

- Если причиной падения уровня жизни и последующего ухудшения эмоциональной сферы сотрудников являются проблемы рынка труда, то тут опять же можно обратиться к предыдущим ответам. Больше всего угнетающее воздействие на психо-эмоциональную сферу любого человека оказывает состояние неопределенности и чувство неуверенности в завтрашнем дне. Если в экономике будут созданы условия для структурной перестройки и диверсификации структуры занятости, то постепенно чувство неопределенности будущего будет замещаться планированием собственных кадровых перспектив и личного профессионального роста. Люди будут думать о собственном уровне жизни не с точки зрения его зависимости от текущего трудоустройства, а с позиции перспектив роста собственного благополучия в связи с профессиональным развитием.

 

- В связи с техническим прогрессом роботы “отбирают” работу, тем самым оставляя людей без привычной работы. Что нужно делать людям, которых заменил робот?

- Думаю, в настоящем роботы вряд ли «отберут» работу у человека. Они лишь могут заместить его в тех монотонных и экстенсивных процессах, которые не требуют от работника квалификации и творческих компетенций. В современной экономике противостоять роботизации, аргументируя это стремлением сохранения рабочих мест – верный путь к консервированию неэффективной структуры экономики. Сотрудники, на чье место в обозримой перспективе придут роботизированные технологии, могут задуматься о смежных сферах деятельности, предполагающих в рабочих процессах не чисто процессинговые функции, стандартные алгоритмы деятельности.

 

- Считается ли студент безработным?

- Если это студент очной формы обучения, то нет, безработным он не считается.

 

- Должны ли школьники работать? Что даст им работа кроме денег? Необходимо ли законодательно регулировать детский труд?

- Действующее трудовое законодательство разрешает трудоустраивать школьников с 14 лет. Осуществлять предпринимательскую деятельность в режиме самозанятого школьники могут с 16 лет. Не вижу необходимости в каких-либо дополнительных мерах законодательного регулирования трудовых отношений несовершеннолетних. Должны ли школьники работать – это вопрос их личного выбора, ну и отчасти их семьи, в зависимости от ее материального достатка. Уверен, что работа школьника не может быть альтернативой образованию. Если данное условие выполняется, то решать, как проводить свой досуг он должен сам. Безусловно, сознательное решение посвятить часть времени досуга трудовой деятельности даст дополнительный жизненный опыт, будет способствовать ответственному поведению, становлению личности. Полагаю, в этой «иерархии ценностей» деньгам можно отвести одну из последних позиций.

 

- Какие меры нужно предпринять гражданам предпенсионного возраста, чтобы найти работу? Как им в этом может помочь государство?

- Думаю, что основное в данном вопросе – это то, как гражданам предпенсионного возраста сохранить свое рабочее место. Следует иметь в виду, что повышение пенсионного возраста и само появление категории «работник предпенсионного возраста» явились следствием демографических проблем и сокращением численности трудоспособного населения. В этой связи, предпенсионеры имеют приблизительно равные риски утраты работы с другими возрастными категориями работников. Вероятнее всего, проблему следует рассматривать не в общем аспекте, а в той ее части, где существует угроза безработицы для лиц предпенсионного возраста (например, сотрудник не может выполнять те или иные функции в силу возрастных особенностей). Думаю, что, урегулировав данные аспекты, государство в значительной степени снимет проблему трудоустройства предпенсионеров.

Если по каким-то причинам гражданин предпенсионного возраста лишился работы, то одной из первоочередных мер по ее поиску может быть обращение в центр занятости населения. В настоящее время центры занятости не только осуществляют подбор вакансий, но и оказывают консультации по программам обучения с перспективой последующего трудоустройства

Комментарии