ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В 2013 ГОДУ. ЧАСТЬ 3.

Комментарии · 940 Просмотры

Исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Анализ на 2014 год.

 

 

Исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования

 

В табл. 3.1 приведены основные показатели исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) за период 2010-2013 годов (исполнение) и 2014-2016 годов (план) [7]. За период 2010-2013 гг. произошло существенное увеличение объема бюджета фонда с 0,2% ВВП в 2010 г. до 1,6% ВВП в 2013 г. В дальнейшем планируется увеличение до 1,8% в 2015-2016 гг.

Рост объема бюджета ФФОМС в 2010-2013 гг. обусловлен несколькими факторами. Во-первых, централизация системы финансирования ОМС. С 2012 года доходы от уплаты страховых взносов за работающее население зачисляются в ФФОМС по нормативу 100% (ранее предусматривалось распределение указанных доходов между ФФОМС и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, далее – ТФОМС). С 2012 года в бюджет ФФОМС также зачисляются страховые взносы за неработающее население за счет средств бюджетов субъектов РФ (ранее – в ТФОМС). Во-вторых, включение в программу ОМС дополнительных видов медицинской помощи. Так с 2013 г. в ОМС включена скорая медицинская помощь. В-третьих, повышение с 2011 года страхового тарифа по ОМС, зачисляемого в бюджет ФФОМС, на 2 п.п. В 2011-2012 гг. данные дополнительные средства направлялись на трансферты ТФОМС и федеральному бюджету на выполнение программы «Модернизация здравоохранения». Одновременно в бюджете ФФОМС предусмотрен межбюджетный трансферт из федерального бюджета на компенсацию доходов в связи с установлением пониженных страховых тарифов по ОМС в отношении некоторых категорий граждан.

 

 

Таблица 3.1 Основные показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2010-2016 гг., % ВВП

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.*

2015 г.**

1. Доходы, в том числе:

0,22

0,62

1,55

1,65

1,69

1,82

Страховые взносы по ОМС, подлежащие зачислению в бюджет ФОМС, в т.ч.:

0,20

0,58

1,47

1,61

1,65

1,79

страховые взносы за работающее население

0,20

0,58

0,99

1,03

1,00

1,00

страховые взносы за неработающее население

-

-

0,48

0,58

0,65

0,79

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета

0,01

0,04

0,08

0,04

0,04

0,03

2. Расходы, в том числе:

0,24

0,55

1,50

1,57

1,86

1,82

Межбюджетные трансферты ТФОМС на диспансеризацию детей-сирот и дополнительную диспансеризацию работающих граждан

0,01

0,01

0,01

0,00

-

-

Межбюджетные трансферты в ТФОМС и федеральный бюджет в рамках программы «Модернизация здравоохранения»

0,00

0,34

0,42

0,00

0,07

-

Межбюджетные трансферты ТФОМС на выполнение территориальной программы ОМС

0,19

0,17

1,03

1,54

1,60

1,80

Межбюджетные трансферты ТФОМС на компенсационные выплаты медицинским работникам

-

-

0,01

0,00

0,00

-

Межбюджетные трансферты ФСС на оплату медицинской помощи женщинам во время беременности и родов

0,04

0,03

0,03

0,03

0,03

0,02

Нормированный страховой запас

-

0,00

0,00

0,00

0,15

0,00

3. Результат исполнения бюджета: профицит (+) / дефицит (-)

-0,02

0,07

0,06

0,08

-0,17

0,00

*В соответствии с бюджетной росписью по состоянию на 01 марта 2014 года.

**В соответствии с ФЗ о бюджете ФФОМС на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов и пояснительной запиской к проекту закона.

Источник: Федеральное казначейство, ФЗ о бюджете ФФОМС на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

Как видно из данных табл. 3.1 доходная часть бюджета ФФОМС увеличилась с 1,55% ВВП в 2012 г. до 1,65% ВВП в 2013 г. При этом доходы ФФОМС формируются в основном за счет страховых взносов за работающее население (рост с 0,99 до 1,03% ВВП), а также за счет взносов за неработающее население, перечисляемых бюджетами субъектов РФ (рост с 0,48 до 0,58 % ВВП). Таким образом, рост доходной части был обеспечен в первую очередь за счет взносов за неработающее население. При этом важно отметить, что рост доходной части в 2014-2015 гг. планируется исключительно за счет данного источника, что объясняется запланированным повышением минимального уровня страхового тарифа на неработающее население в рамках третьего этапа переходного периода уплаты данного вида взносов.

Расходы бюджета ФФОМС в 2013 г. увеличились с 1,50 (в 2012 г.) до 1,57% ВВП. При этом в 2010-2013 г. основным направлением расходования средств являлись трансферты ТФОМС на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования (рост с 1,03% ВВП в 2012 г. до 1,54% ВВП в 2013 г.). В 2011-2012 гг. достаточно крупным направлением расходов являлись также трансферты ТФОМС и федеральному бюджету на выполнение программы «Модернизация здравоохранения» (0,34% в 2011 г и 0,42% ВВП в 2012 г.).

Фактически исполненные расходы ФФОМС за 2013 год составили 92,6% утвержденных назначений, что существенно отличается от результата исполнения бюджета за 2012 год, когда исполненный объем расходов незначительно превышал утвержденные ассигнования (в 2012 году превышение составило 1,6%). Указанный результат исполнения бюджета за 2013 год объясняется отсутствием фактических расходов ФФОМС в рамках программы «Модернизация здравоохранения», на выполнение которой было зарезервировано 52,6 млрд руб. Кроме того, в течение 2013 года также не были исполнены расходы на финансирование нормированного страхового запаса ФФОМС (утвержденные расходы по данной статье составляли 68 млрд руб.). Невыполнение утвержденных назначений по финансированию нормированного страхового запаса и программе «Модернизация здравоохранения» частично были компенсированы ростом расходов на трансферты ТФОМС на выполнение территориальных программ ОМС. Рост расходов по указанному направлению по сравнению с планируемым объемом составил 40 млрд руб. (4,1%).

 

Основные выводы:

  1. В рамках изменения финансирования системы здравоохранения происходит постепенный перевод оказания основных видов медицинской помощи в систему ОМС. При этом важно проводить работу по обеспечению полноты тарифа. Это необходимо не только для финансирования государственных учреждений здравоохранения в достаточном объеме, но и для более активного привлечения в систему ОМС частных учреждений здравоохранения. Определенная конкуренция за средства ОМС будет способствовать повышению качества услуг, а также предоставит гражданам больший набор альтернатив по получению медицинских услуг.

  2. В 2012 г. было завершено финансирование программы «Модернизация здравоохранения», заложенный в бюджете на 2013 г. резерв использован не был. Данный подход представляется разумным. Для продолжения финансирования подобных мероприятий необходимо, во-первых, иметь результаты детального анализа эффективности уже произведенных расходов, а, во-вторых, учитывать необходимость текущего финансирования системы ОМС, в которую постепенно включаются новые виды медицинской помощи.

  3. Рост доходной части бюджета ФФОМС начиная с 2013 г. достигается во многом за счет взносов за неработающее население в условиях постепенного повышения минимального уровня соответствующего страхового тарифа, уплачиваемого бюджетами субъектов РФ. Учитывая нарастающую напряженность с исполнением региональных бюджетов в условиях падения налоговых доходов, сокращения федеральных трансфертов и увеличения расходных обязательств в социальной сфере («майские» президентские указы), необходимо рассмотреть возможность передачи данных полномочий на федеральный уровень для снижения возникшего вертикального дисбаланса.

Продолжение в Части 4.

 

Комментарии