О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА»

Комментарии · 1155 Просмотры

МРОТ является одним из основных социальных стандартов, регулирующий уровень заработной платы и тем самым влияющих на уровень доходов населения в стране.

Введение

Гарантия минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) в Российской Федерации законодательно была введена Законом РСФСР от 19.04.1991 № 1028-1 «О повышении социальных гарантий для трудящихся», согласно ст.1 которого с 1 октября 1991 г. был установлен МРОТ не менее 180 рублей в месяц с условием, что в МРОТ не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.

В 2016 году при обсуждении социально-экономических проблем Правительство РФ неоднократно обращалось к вопросам, связанным с минимальным размером оплаты труда. Планировалось, что до 2020 года поэтапно будет реализовано положение, принятое ещё в 2001 году о равенстве величин МРОТ и прожиточного минимума. Тем не менее, 20 октября 2016 года Правительством РФ был одобрен законопроект, предусматривающий повышение МРОТ с 1 июля 2017 года в сумме 7800 рублей в месяц (увеличение всего на 4%).

Содержание МРОТ

Федеральный закон № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» был принят в июне 2000 года. Изменения, вносимые в закон, касались увеличения величины МРОТ (Таблица 1), и расширения оснований его применения (Федеральным законом от 24.07.2009 года № 213-ФЗ МРОТ стал применяться не только для определения пособий по временной нетрудоспособности, но и беременности, родам, других целей обязательного социального страхования).

Таблица 1 – Динамика повышения минимального размера оплаты труда в РФ

Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда

Сумма минимального размера оплаты труда (руб., в месяц)

Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда

с 1 июля 2016 г.

7 500

ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ

с 1 января 2016 г.

6 204

ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ

с 1 января 2015 г.

5965

ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ

с 1 января 2014 г.

5554

ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ

с 1 января 2013 г.

5205

ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ

с 1 июня 2011 г.

4611

ст. 1 Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ

Данные приводятся из СПС Консультант плюс.

Первоначальная редакция Трудового кодекса РФ (ст. 129) предусматривала, что минимальная заработная - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» понятие минимального размера оплаты труда из Трудового кодекса РФ было исключено. В этой связи актуальным является вопрос о составных частях минимальной заработной платы.

Частью 1 ст. 129 ТК, содержащей определение понятия заработной платы, в составе заработной платы предусмотрены следующие три отдельные группы выплат работнику, существенно различающихся по их целевому назначению и по правовому механизму их начисления:

вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

компенсационные выплаты;

стимулирующие выплаты.

Позиция Конституционного Суда РФ состоит в том, что в структуру МРОТ включаются все элементы заработной платы, поэтому «допускается установление тарифной ставки, оклада ниже этого размера (ниже МРОТ)».

Верховный Суд Российской Федерации в настоящее время придерживается иной позиции. Согласно Определениям Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08.04.2011 № 4-В11-4 и от 29.04.2011 № 3-В11-5 компенсационные выплаты, причитающиеся работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы), должны выплачиваться сверх МРОТ, в то время как остальные составные части заработной платы по-прежнему следует учитывать в структуре МРОТ.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ вознаграждение за труд представляет собой не только первую и основную по значимости слагаемую часть заработной платы, но и необходимую ее часть. Так, заработная плата работника может не включать стимулирующие и компенсационные выплаты, но вознаграждение за труд является её неотъемлемой частью. Предположение о том, что заработная плата работника может состоять только из компенсационных и (или) стимулирующих выплат, следует признать абсурдным.

Из положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ о праве каждого на вознаграждении за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда вытекает, что по своей правовой природе МРОТ является, прежде всего, вознаграждением за труд в виде его нижней планки, устанавливаемой федеральным законом. Поэтому МРОТ гарантируется Конституцией РФ в качестве именно минимального вознаграждения за труд - неприкосновенной части заработной платы, находящейся под непосредственной конституционной защитой. Другим, кроме минимального вознаграждения за труд, составным частям заработной платы (компенсационным и стимулирующим выплатам) такая непосредственная конституционная защита не предоставлена.

В этой связи, изменения, внесённые Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ, оцениваем негативно. Так, полагаем, что при определении минимальной заработной платы не должны учитываться стимулирующие и компенсационные выплаты.

В соответствии с их наименованием целью стимулирующих выплат является стимулирование высокоэффективного труда, компенсационных – компенсация дополнительных физиологических и материальных затрат работника, связанных с работой в особых условиях труда и влекущих необходимость компенсирования этих затрат посредством установления работнику повышенной оплаты труда.

Размер МРОТ

Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако данная норма пока не применяется. В силу ст. 421 ТК РФ в будущем должен быть принят федеральный закон, который установит порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» №134-ФЗ определяет понятие прожиточного минимума через понятие потребительской корзины. Ст.2 этого же федерального закона закрепляет обоснование устанавливаемого на федеральном уровне МРОТ в качестве одного из элементов назначения прожиточного минимума.

Целью вознаграждения за труд является обеспечение воспроизводства работника и его семьи. Всеобщей декларацией прав человека, принятой 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН, провозглашено, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (п. 3 ст. 23).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый 16.12.1966 года Генеральной Ассамблеей ООН, помимо прочего, гарантирует, право каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся удовлетворительное существование для них самих и их семей (п. "а" ст. 7). Европейской социальной хартии (пересмотренной), принятой 03.05.1996 Советом Европы, предусмотревшей право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный уровень жизни (п. 1 ст. 4). Указанное положение Европейской социальной хартии Российской Федерацией не ратифицировано.

Обращаем внимание, что в аутентичном тексте Пакта используется термин не «удовлетворительное» (англ. - satisfactory), а как и в Европейской социальной хартии термин «достойное» (англ. - decent). Оба понятия являются оценочными. Поскольку в Пакте 1966 г. и в Хартии использованы дословно одни и те же термины, представляется вполне корректным использовать толкование Европейского комитета по социальным правам и в отношении положений Пакта 1966 года.

Европейский комитет по социальным правам заработной платой, обеспечивающей достойный уровень существования, согласно п. 1 ст. 4 Хартии, считает, в качестве общего правила, заработок, который составляет не менее 60% от средней заработной платы по стране - с учетом детальной информации о стоимости жизни в соответствующей стране. Но ни при каких обстоятельствах не признается соответствующим п. 1 ст. 4 Хартии минимальный размер оплаты труда, составляющий менее 50% от средней заработной платы по стране.

Обращаем внимание, что аналогичный подход закреплён в Конвенции Международной Организации Труда № 131 1970 года об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран (РФ не ратифицирована). Согласно ст. 3 Конвенции при определении уровня минимальной заработной платы, следует учитывать не только потребности трудящихся и их семей, но и принимать во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп.

Согласно данным Росстата по состоянию на 1 октября 2015 года средняя начисленная заработная плата по всем отраслям экономики составила 32 911 рублей.

Таким образом, если ориентироваться на подход Совета Европы, российский МРОТ должен был составлять (в цифрах на октябрь 2015 г.) не менее 19 746,6 рублей (60% средней заработной платы) или, по крайней мере, 16 455,5 рублей (50%), что несопоставимо с действующим МРОТ. В соответствии с Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2016 года в сумме размер МРОТ составляет 7500 рублей в месяц. Так, установленная Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2016 г. №  882 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2016 г.» величина прожиточного минимума, установленная за второй квартал 2016 года, составляет 9956 рублей, для трудоспособного населения - 10722 рубля, пенсионеров - 8163 рубля, детей - 9861 рубль. Таким образом, в настоящее время несмотря на увеличение МРОТ по-прежнему не достигает величины прожиточного минимума и составляет всего 69,9 % от его величины.

Даже если не брать во внимание толкование Европейского комитета по социальным правам и исходить из того, что прожиточный минимум обеспечивает достойное существование для работника и его семьи, хотя это явно не так, то минимальная заработная плата должна быть доведена хотя бы до этого уровня. Примечательно, что крупнейшие профсоюзные объединения России цели приведения МРОТ в соответствие с международными трудовыми стандартами перед собой не ставят. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы содержится ни к чему не обязывающая формулировка о «проведении консультаций» в отношении доведения МРОТ до уровня, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ.

По данным Всемирного банка, российский МРОТ меньше всех без исключения стран, входящих в ЕС.

Примечание. Минимальная заработная плата в Россия за 2015 год переведена в доллары США из расчёта среднего номинального курса рубля за январь 2015 года – 61,7.

Минимальная заработная плата в Швеции и Дании на официальном уровне не установлена.

Важно подчеркнуть, что традиционно в науке трудового права под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда (российское трудовое законодательство такой оговорки не содержит).  Всемирный же банк рассчитывает МРОТ разных стран в отношении 19-летнего работника или ученика (в долларах США в месяц).

Несмотря на столь низкий МРОТ, ВВП России на душу населения не ниже ВВП отдельных государств — членов ЕС. Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения России в номинальном выражении на 2015 г. составлял 24451 доллар США. При этом российский МРОТ (96,68 долларов США на начало 2015 года) ниже румынского (278,3 долл.) и даже болгарского (241,89 долл.) при том, что ВВП Румынии составлял 21403 долл., а Болгарии — 17512. Таким образом, даже в странах ЕС, ВВП на душу населения которых ниже российского, МРОТ в несколько раз выше, чем в России.

Региональный МРОТ

В Российской Федерации уровень занятости и доходов населения чрезвычайно неравномерен. Во многих регионах доля населения с доходами ниже прожиточного минимума превышает 15 и более процентов (см. диаграмму).

В этих регионах величина МРОТ имеет актуальное практическое значение, поскольку многие работники получают зарплату, равную или близкую к этой величине.

В Калмыкии (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума - 33,6 %), в 2015 году среднемесячная номинальная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, составляла 10 666 рублей (доля в общем количестве занятых – 25,4 %), в рыболовстве и рыбоводстве - 5219 рублей (доля в общем количестве занятых – 0,9 %), в обрабатывающих производствах - 14430 рублей (доля в общем количестве занятых – 4,4 %), в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспорта - 10578 рублей (доля в общем количестве занятых – 11,1 %). При этом прожиточный минимум для трудоспособного населения в регионе на начало 2015 года составлял 8964 рубля. Сходная ситуация сложилась и в других преимущественно сельскохозяйственных регионах юга России и отдельных регионах Сибири и Дальнего Востока.

Чрезмерно низкий, близки к прожиточному минимуму размер среднемесячной начисленной заработной платы в ряде отраслей экономики, по нашему мнению, свидетельствует о распространении неденежных форм оплаты труда, уклонении работодателей от уплаты налогов и сборов путём выдачи части заработной платы «в конверте», поскольку очевидно, что работник не будет выполнять работу, не обеспечивающую ему даже минимальный размер средств для выживания.  Таким образом, нынешний МРОТ, который в подавляющем большинстве случаев не соответствует реальности на рынке труда, позволяет недобросовестным работодателям оформлять трудовые договоры с оплатой, равной МРОТ. При этом страдают не только работники, права которых фактически оказываются защищенными только в отношении суммы, указанной в договоре, но и государство, не получающее налоговых платежей

В 2004 году из федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» было исключено положение о том, что субъекты федерации могут устанавливать более высокий МРОТ на своей территории с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. Оно было перенесено в действующую редакцию Трудового Кодекса.

В настоящее время региональный МРОТ введен в 38 регионах. Более конкретные величины были установлены для работников организаций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 01.07.2016 года в Республиках Алтай (8751 руб.), Башкартостан (8900 руб.), краях Хабаровском (11414 - 15510 руб.), Камчатском (16910 - 19510 руб.), областях Иркутской (9717 - 10122 руб.), Кемеровской (13617 руб.), Магаданской (18750-20250 руб.), Новосибирской (9030 – 9390 руб.), Свердловской (8862 руб.), Томской (8581 – 8925 руб.), Тульской (11000 – 13000 руб.). Тем не менее, лишь в Кабардино-Балкарской Республике, краях Краснодарском, Пермском, областях Костромской, Курской МРОТ установлен в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, в областях Волгоградской и Липецкой – в размере 1,2 МРОТ, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра – МРОТ с применением районного коэффициента и процентной надбавки.

В ряде регионов еще на 01.01.2016 год МРОТ превышал введенную в середине 2016 года величину в 7500 руб. К ним относятся: Республики Марий Эл (9251 руб.), Саха (Якутия) (15390 руб.), Чеченская (8252 руб.), районы Крайнего Севера Красноярского края (14269 – 19009 руб.), Ставропольский край (8588 руб.), области Белгородская (8694 руб.), Воронежская (8787 руб.), Ивановская (8645 руб.), Калининградская (10000 руб.), Ленинградская (7800 руб.), Магаданская (15900 – 17100 руб.), Московская (12500 руб.), Мурманская (13650 руб.), Нижегородская (9000 руб.), Сахалинская (13600 – 18133 руб.), Тюменская (9300 руб.), Ульяновская (10000руб.), Челябинская (9200 руб.),  Ярославская (8021 – 9640 руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (12431 руб.), города Москва (17300 руб.), Санкт-Петербург (11700 руб.).

В соответствии п. 3.1.6 Соглашения между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края на 2014 – 2016 годы предусмотрено проведение консультаций по вопросам реализации ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в результате которых разработаны согласованные предложения по поэтапному повышению минимальной заработной платы:

- в 2014 году – не ниже 80 % прожиточного минимума трудоспособного населения края;

- в 2015 году – не ниже 90 % прожиточного минимума трудоспособного населения края;

- в 2016 году – не ниже 100 % прожиточного минимума трудоспособного населения края.

В соответствии с соглашениями о минимальной заработной плате в Хабаровском крае между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края  с 01 апреля 2013 г. минимальная заработная плата в Хабаровском крае устанавливается в размере 8 142 рубля, что составляло 80 % прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал 2012 года, с 01 сентября 2014 г. минимальная заработная плата в Хабаровском крае в размере 9 485 рублей, что составляет 80 % прожиточного минимума трудоспособного населения за  II квартал 2014 года. Таким образом, в Хабаровском крае размер минимальной заработной платы стремятся привязать к прожиточному минимуму.

Согласно докладу о результатах и основных направлениях деятельности комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края  в 2012 году и на период 2013 – 2016 годов в течение 2012 года комитетом проводился ежеквартальный мониторинг выполнения. Соглашения о минимальной заработной плате в Хабаровском крае, заключенного между Правительством Хабаровского края, Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов и региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» 29 сентября 2011 г. (далее – Соглашение). Обобщалась информация о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже размера, установленного Соглашением, поступившая от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления края, а также при проведении уведомительной регистрации коллективных договоров организаций.

Совместно с министерством социальной защиты населения края введена в практику новая (электронная) форма выявления работодателей, выплачивающих заработную плату ниже размера, установленного Соглашением, – на основании справок о заработной плате, предоставляемых гражданами для получений субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. С ее применением в IV квартале 2012 г. установлено 123 недобросовестных работодателя.

Если сравнивать МРОТ в других регионах, то он не всегда соотносится с прожиточным минимумом и компенсационными выплатами. Так, например, в Тульской области, где отсутствуют северные и дальневосточные надбавки, а также прожиточный минимум существенно ниже, чем в Хабаровском крае, минимальная заработная плата выше, чем в Хабаровском крае и составляет с 01.08.2016г. – 13000 рублей, аналогичная ситуация и в Кемеровской области – 13617 рублей.

Из представленных данных видно, что более высокий региональный МРОТ связан с применением районных коэффициентов (районы Крайнего Севера, Магаданская область и т.п.), активной инвестиционной политикой (Белгородская область) или спецификой места в федеральном разделении труда (Москва, Калининградская область, Чеченская Республика и т.п.). Величину МРОТ не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения установили 7 субъектов РФ: Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский и Пермский края, Костромская, Курская, Калужская, Новгородская области, а еще 2 субъекта - Волгоградская и Липецкая области – в размере 1,2 величины областного прожиточного минимума. Тем не менее, пока принятие повышенной величины МРОТ по указанным регионам не обеспечивает получение работниками этих территорий более высокой средней заработной платы. Так, в Волгоградской области, несмотря на то что МРОТ определен в 1,2 прожиточного минимума, средняя заработная плата ниже, чем в Астраханской области. То есть, недостаточно принимать решения о повышении МРОТ, необходимо создавать действенные механизмы его выплат на всех предприятиях, участвующих в реализации региональных соглашений.

Один из них был введен с июля 2016 года по решению федеральных органов власти в Республиках Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Владимирской и Тамбовской областях в рамках реализации Плана действий Правительства России. Он состоит в компенсации работодателю, трудоустроившему выпускников образовательных организаций на постоянную работу, затрат по оплате труда выпускников в сумме одного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством соответствующего субъекта федерации, увеличенного на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Период возмещения затрат работодателю на частичную оплату труда принятых на постоянную работу выпускников профессиональных образовательных организаций составит не более 5 месяцев. Обращает на себя внимание, что при реализации этой меры используется значение не федерального, а регионального МРОТ, который, согласно действующим нормативным актам, не может быть ниже установленного Правительством РФ.

Представляется, что приведенный механизм, помимо сокращения напряженности на рынке труда, стимулирует платежеспособный спрос, развитие производственного потенциала и вписывается в существующую систему социальной поддержки. Целесообразно разрабатывать и иные встроенные механизмы, обеспечивающие выплаты региональных МРОТ, например, при осуществлении закупок на основании федеральных законов № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В 2016 году в них были внесены положения, облегчающие доступ предприятиям малого и среднего бизнеса к заказам, осуществляемым государственными, муниципальными органами управления и крупными юридическими лицами. В связи с предоставлением им преференций по формированию гарантированного рынка сбыта, было уместно сделать следующий шаг и обеспечить дополнительные возможности улучшения качества жизни и работников таких предприятий. Для этого предлагается включать в конкурсную документацию положение о том, что поставщик обязуется выплачивать заработную плату работникам не ниже регионального МРОТ.

Рекомендации

С учётом изложенного считаем необходимым внести изменения не только в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», но и в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Необходимо предусмотреть, что МРОТ является минимальным размером вознаграждения за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и не включает компенсационные и стимулирующие выплаты.

Следующим этапом реформирования законодательства о МРОТ должно стать его приведение в соответствии с международно-правовыми стандартами, а именно переход к привязке МРОТ к средней заработной плате по стране.

С учётом изложенного предлагаем закрепить в ст.129 ТК РФ определение минимального размера оплаты труда и минимального часового тарифа. Предлагаемая формулировка:

«Минимальный размер оплаты труда - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Минимальный часовой тариф – устанавливаемый федеральным законом размер часовой заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального часового тарифа не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты».

Дополнить ст. 133 ТК РФ частью 4 следующего содержания: «часовая заработная плата работника, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального часового тарифа».

  1. Внести дополнения в ст. 133.1 ТК РФ

В ч.1,2,4,5,6,7,8,9,10 после слов «минимальной заработной плате» добавить слова «и минимальном часовом тарифе»

Дополнить статью 133.1 частью 11 следующего содержания: «размер минимальной часовой заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального часового тарифа, установленного федеральным законом.

  1. Ввести в ФЗ РФ «О минимальном размере оплаты труда» ст.1.1, в которой установить конкретный размер минимального часового тарифа.

 

Авторы статьи:

 Менкенов А.В., к.ю.н., начальник отдела правового обеспечения образовательной деятельности правового управления РАНХиГС

Иванова Т.Б., д.э.н., профессор, кафедра корпоративного управления Волгоградского филиала РАНХиГС

Лада А.С.,  к.ю.н, доцент кафедры публичного и частного права ДВИУ РАНХиГС

Медведева Н.М., к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой публичного и частного права ДВИУ РАНХиГС

Материал подготовлен: 2016 г.

 

Комментарии