О МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ В 2015 ГОДУ СЕЗОННЫХ ПОЛЕВЫХ РАБОТ.

Комментарии · 1160 Просмотры

Надлежащее выполнение мероприятий по организации и проведению сезонных полевых работ, закладывает основу продовольственной безопасности государства.

Надлежащие выполнение мероприятий на территориях всех субъектов РФ по организации и проведению в 2015 году сезонных полевых работ, закладывает основу продовольственной безопасности нашего государства на ближайший период. Согласно, Указу Президента РФ  12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги. Представляется, что основными проблемными аспектами при реализации мер по организации и обеспечению проведения в 2015 году сезонных полевых сельскохозяйственных работ, будут: вопросы кредитования, обеспечения семенами, удобрениями, средствами химической защиты растений сельхозпроизводителей. В связи с этим, приоритетной задачей, стоящей в настоящее время перед Правительством РФ и в частности перед профильными Министерствами и ведомствами, региональными органами агропромышленного комплекса, является обеспечение на должном уровне в 2015 году, во время проведения сезонных полевых работ, нормативов, отраженных в Указе Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» и постановлении Правительства РФ от14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», в том числе по производству зерновых культур в объеме не менее100 млн. тонн, сахарной свеклы – до 37 млн. тонн, картофеля – до 31,5 млн. тонн, овощей – на уровне 2014 года (15,5 млн. тонн) и других видов растениеводческой продукции для удовлетворения внутренних потребностей нашей страны, создания необходимых резервов и сохранения экспортного потенциала.

Кроме того, сложившиеся в последнее время положение на международной арене, обусловившее неблагоприятное стечение экономической конъюнктуры и как следствие девальвацию рубля, послужило основой для принятия Правительством РФ ряда корректирующих нормативных актов, а именно: постановления Правительства РФ от 19.12.2014 № 1421 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» и распоряжения Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», которые также должны быть учтены компетентными субъектами при реализации государственных мер по организации и обеспечению проведения в 2015 году сезонных полевых работ.

Анализ найденных актуальных материалов по вопросу организации и обеспечению проведения в 2015 году сезонных полевых работ, в том числе размещенных на веб-сайте Аппарата Правительства РФ, веб-сайте Открытого правительства, веб-сайте Министерства сельского хозяйства РФ, Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения, веб-сайтах федеральных органов исполнительной власти, включая Публичные планы деятельности до 2018 года отдельных федеральных органов исполнительной власти и актуальные материалы, размещённые на веб-сайте ООО «ПРОД АЛЬЯНС», позволяет говорить, что ситуации в данной сфере общественной отношений по России и регионам следующая:

В структуре посевных площадей:

В 2015 году яровой сев планируется провести на площади 51,8 млн. га (99,4% к 2014 г. – 52,1 млн. га), в том числе сев яровых зерновых культур на площади – 31,0 млн. га (97,8% к 2014 г. – 31,7 млн. га), подсолнечника – 6,6 млн. га (95,9% к 2014 г. – 6,88 млн. га).

В том числе Министерством сельского хозяйства РФ, прогнозируется увеличение площади сева, следующих сельскохозяйственных культур: кукурузы – на 68,8 тыс. га (2 803,4 тыс. га), риса – на 18,1 тыс. га (214,3 тыс. га), зернобобовых – на 33,4 тыс. га (1 661,1тыс. га), сои – на 76,2 тыс.га (2 053,3 тыс. га), сахарной свеклы – на 62,0 тыс. га (980,2 тыс.га), а также картофеля и овощных культур на 32,6 тыс. га и 8,0 тыс. га соответственно.

Итого: вся посевная площадь в РФ, составит 79,4 млн. га, что на 1,1 млн. га больше, чем в 2014 году.

В состоянии озимых культур:

По данным регионов РФ площадь озимых зерновых культур под урожай 2015 года составляет 16,8 млн. га (в 2014 г. – 16,0 млн. га).

Не благоприятная ситуация с посевами озимых культур, наблюдается на площади 3,6 млн. га или 21,2% от посеянной площади, а именно, часть посевов изреженные или вообще не взошли до наступления устойчивых холодов регионах. Наибольшая доля посевов в плохом состоянии приходится на регионы Южного (29,2%), Центрального (29,2%) и Приволжского (15,3%) федеральных округов (Липецкая 63%, Воронежская 52%, Оренбургская 41,6%, Ростовская 40,8%, Волгоградская 39,8%, Саратовская 29,5%), на долю которых приходится около 74% валового сбора зерна в стране.

По данным Министерства сельского хозяйства РФ: при наличии неблагоприятных условий перезимовки озимых культур, посевы, находящиеся в плохом состоянии, могут погибнуть, что приведет к необходимости пересева и увеличения потребности в финансовых средствах на 21,5 млрд. рублей (исходя из расчета 6 тыс. рублей на 1 га). При этом необходимо учитывать снижение урожайности на изреженных и пересеянных посевах. Минимальная оценка Министерства сельского хозяйства РФ, составляет 10% от уровня 2014 года.

В целом отмечается, что в 2015 году итоги работы агропромышленного комплекса в значительной степени будут определяться макроэкономической ситуацией и погодными условиями. Так, при существующей ныне макроэкономической ситуации затраты сельхозпроизводителей, связанные с проведением сезонных полевых работ и реализацией инвестиционных проектов, возрастают примерно в 1,5 раза. В структуре затрат на производство растениеводческой продукции наибольший удельный вес имеют семена и посадочный материал (12,4%), особенно по тем культурам где высокая доля импорта: сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, овощные культуры, а также нефтепродукты (11,4%) и минеральные удобрения (10%).

В обеспеченности сельхозпроизводителей семенами:

Обеспеченность сельхозпредприятий семенами яровых зерновых культур  составляет около 98 %, при этом кондиционных – 78,2 %, что на уровне 2014 года. При этом, необходимо отметить, что в настоящее время, аграриями продолжается закупка семян кукурузы, сахарной свеклы, подсолнечника, рапса и других технических культур.

Согласно данным Министерства сельского хозяйства РФ: импорт семян составил: 7,3 тыс. тонн кукурузы, 4,8 тыс. тонн картофеля в СХП и КФХ, 1,7 тыс. тонн подсолнечника, 0,4 тыс. тонн сахарной свеклы. Требуется завезти дополнительно: 41,0 тыс. тонн кукурузы, 19,6 тыс. тонн подсолнечника, 2,6 тыс. тонн сахарной свеклы, 15,2 тыс. тонн элитного картофеля для СХП и КФХ.

Для снижения рисков, связанных с удорожанием семян, Правительством РФ увеличен объем субсидии на развитие элитного семеноводства (в три раза до 1 587,5 млн. руб.; в 2014 г.- 533,7 млн. руб.). В связи с этим, были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1295 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства», касающиеся значительного увеличения ставки субсидий на приобретение элитных семян и расширило список субсидируемых культур (включив в перечень кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, овощные культуры и др.).

В сфере обеспеченности минеральными удобрениями

Заявленная регионами РФ потребность в минеральных удобрениях на 2015 год составляет по данным Министерства сельского хозяйства РФ: 2,6 млн. тонн д.в., из которых 73% (1,9 млн. тонн д.в.) необходимы для проведения весенне-полевых работ. На середину февраля 2015 года аграриями приобретено 330,6 тыс. тонн д.в. минеральных удобрений, что на 72,1 тыс. тонн меньше, чем на аналогичную дату 2014 года. Снижение темпов приобретения данного ресурса связано с увеличением цен на 30-40%.

Накопленные ресурсы минеральных удобрений (с учетом остатков 2014 года) составляют 499,1 тыс. тонн д.в., что на 28,6 тыс. тонн д.в. меньше, чем в 2014 году.

В сфере обеспечения средствами химической защиты растений

Рыночная стоимость российских пестицидов увеличилась в среднем на 70%, а импортных – на 75-90%. В настоящее время производственный потенциал российских химических предприятий, позволяющий полностью обеспечить потребности отечественных сельхозтоварпороизводителей, задействован в пределах 50 %.

Иностранные компании производят пестициды в различных странах мира. Импортные пестициды поставляются в Россию в достаточно большом количестве, что не дает в полной мере развиваться отечественному рынку.

В сфере обеспечения ГСМ

По данным Министерства сельского хозяйства РФ на 13.02.2015 сельхозтоваропроизводителями приобретено 107,7 тыс. тонн дизельного топлива или 104,3% к уровню прошлого года и 23,6 тыс. тонн автобензина или 91,1% к 2014 году. В наличии у сельхозтоваропроизводителей России уже имелись запасы дизельного топлива в объеме 278,6 тыс. тонн, автобензина – 41,07 тыс. тонн, что составляет к соответствующему уровню 2014 года 118,6% и 95,9%.

Оптовые цены на рынке дизельного топлива (на 12 февраля 2015 г.) составили в среднем по России 34 241 рублей за тонну и 34 946 рублей за тонну на автобензин Аи-80.

В сравнении с 8 января 2015 года цена на дизельное топливо снизилась на 5,7%, на автобензин на 4,3%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года цена на дизельное топливо снизилась на 2,5%, на автобензин увеличилась на 5,9%.

В сфере кредитования АПК

Необходимый объем финансирования для проведения весенних полевых работ в оптимальные агротехнические сроки в 2015 году составляет 301 млрд. рублей, из которых кредитных ресурсов требуется – около 174 млрд. рублей.

По данным Министерства сельского хозяйства РФ, темпы кредитования на проведение весенних полевых работ крайне низкие. По состоянию на 10 февраля 2015 года, объем выданных кредитных ресурсов на проведение сезонных полевых работ составил 8,2 млрд. руб., что на 28% ниже уровня аналогичного периода 2014 года. Россельхозбанком выданы кредиты на сумму 7 млрд. руб. (снижение на 24%), Сбербанком России – на 1,2 млрд. руб. (сокращение на 45%).

С целью обеспечения в текущем году эффективной для заемщика ставки на уровне 10% было принято постановление Правительства РФ от 27.01.2015 № 53 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», которым внесены изменения в механизм субсидирования кредитов для сельхозпроизводителей. Введена новая формула субсидирования части процентной ставки по краткосрочным кредитам в 2015 году, согласно которой ставка возмещения достигнет 14,68%, что с учетом снижения ключевой ставки составит практически 100% ключевой ставки Банка России. Для поддержания инвестиционной привлекательности АПК внесены изменения в отношении субсидирования инвестиционных кредитов и кредитов, уже взятым и которые будут взяты малыми формами хозяйствования в 2015 году. Доля возмещения составит 100% ставки рефинансирования Банка России (8,25%). Также предусмотрена пролонгация инвестиционных кредитов на срок до 1 года сверх предельного срока субсидирования. Данная мера необходима, поскольку банки массово пересматривают условия по ранее взятым инвестиционным кредитам, повышая процентные ставки. Ухудшение условий кредитования нарушает экономику проекта. Для своевременного выполнения обязательств по погашению кредита заемщику требуется пролонгация. При этом важно, чтобы такой кредит сохранил возможность дальнейшего субсидирования.

Что касается вопросов реализация сельскохозяйственной продукции аграриями, агрострахования и кредитования?

В соответствии с последними изменениями, внесёнными в ФЗ от 25.07.2011 № 260-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» на текущий 2015 год были изменены условия агрострахования на условиях господдержки – порог гибели урожая, при котором потери признаются страховыми и выплачиваются возмещение, снижен до 25%. На собственном удержании аграрий может оставить размер ущерба не более 30% страховой суммы для каждой сельхозкультуры. Подбирая размер собственного удержания (франшизы), аграрий, может управлять стоимостью полиса, но при этом хозяйствам следует предварительно рассчитать, какой уровень потерь будет покрыт страхованием при различных сценариях прохождения сезона».

Вместе в настоящее время, несмотря на позитивную работу, проделанную компетентными органами по развитию агрострахования в нашей стране, представляется еще остается ряд проблемных аспектов. Прежде всего, вызывает вопрос, мотивы установления законодателем в указанном выше законе 80 % ставку, при расчете страховой премии. Учитывая финансовое состояние большинства аграриев в период проведения сезонных полевых, когда первоочередными задачами, являются поиск средств и непосредственно сами закупка семян, ГСМ, удобрений и т.д., уплата страховых взносов отходит на второй план. Хотя при нормальном исходе, следует, согласиться с президентом Национального союза агростраховщиков, что, готовясь к началу сева, агропроизводителям следует помнить о необходимости заранее рассчитать потребность в страховой защите. Причина же, по которой аграрий заранее не задумывается о вопросах агрострахования, по моему мнению, кроется в негативной экономической и правовой конъюнктуре, которая сложилась в аграрном секторе. Большинство сельхозтоваропроизводителей при производстве зерна привлекают краткосрочные кредиты для формирования оборотных средств в достаточном объеме. По завершению сельскохозяйственного цикла возникает потребность в реализации части зерна и выполнении своих обязательств перед работниками организации, государством, поставщиками и кредитными учреждениями. Усугубляет положение высокая закредитованность отрасли вследствие её активного технического переоснащения. При получении высокой урожайности сельскохозяйственных культур можно наблюдать резкое снижение цен, что провоцирует увеличение объемов реализации в осенний период. Эффективность зерновых интервенций остается по-прежнему низкой. К примеру, в Воронежской области цена на зерно начинается снижаться в сентябре, а тендеры на закупку зерна государством проводятся в ноябре-декабре. В этот период организации, занимающиеся переработкой зерна, получают сверхприбыль. Сложившаяся ситуация негативно отражается на финансовых результатах и конкурентоспособности сельского хозяйства.

Для стабилизации уровня цен на зерно России необходимо использовать опыт Италии, а именно выдавать краткосрочные кредиты Россельхозбанком под залог произведенной продукции (зерна) по ставке, установленной Центральным банком РФ, при этом зерно на хранении остается у сельхоз-товаропроизводителя, либо сдается на элеватор, что особенно выгодно для мелкого агрария, который зачастую за отсутствием хранилищ, вынужден реализовывать товар по заниженным ценам. По истечении кредитного периода и реализации продукции сельхозтоваропроизводитель возвращает займ и выплачивает проценты в размере ставки рефинансирования.

В случае неплатежеспособности заемщика банк забирает товар в счет долга и реализует его по рыночной цене, получая большую прибыль, чем размер начисленных процентов (рост цен на зерно с сентября по май в различных регионах РФ составляет до 200%). Если нарушаются условия договора или качество продукции утрачено в период хранения, сельхозтоваропроизводитель отвечает своим имуществом, например, в Италии, где 2012 году банк CreditoEmiliano объявил о возвращении старого, но востребованного вида слуг: выдача кредитов фермерам под залог сыра Parmigiano-Reggiano местного производства. В нескольких отделениях банка уже оборудован ряд специальных помещений, где специалисты создали идеальный микроклимат для процесса созревания сыров. С каждым годом сыр продолжает прибавлять в своей цене. Но, если фермеры не смогут вернуть кредиты, банк реализует «сырный капитал». Возможно, что благодарят «сырному банку» производители подлинного итальянского Пармезана смогут сохранить свои фермы, несмотря на экономические трудности. Реализация данного механизма на зерновом рынке России позволит существенно повысить доходность сельхозпроизводства и эффективность регулирования цен.

Также, представляется необходимым, дифференцированное установление на законодательном уровне порога гибели урожая, при котором потери признаются страховыми и выплачиваются возмещение в зависимости от категории хозяйствования (крупные ил и мелкие аграрии). Необходима корректировка Госпрограммы развития АПК и совершенствования нормативо-правовой базы деятельности КФХ. Необходимо включить в Госпрограмму разделы по развитию сельскохозяйственной кооперации, развития системы информационно-консультационного обслуживания фермеров, а также предусмотреть значительное увеличение действующих программ по начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам, в том числе рассмотрение возможности стоимости полиса для последних (мелких аграриев) в размере 25 % (остальные 75 % будет оплачивать государство); для крупных аграриев 50 % (остальные 50 % будет оплачивать государство).

Не «спасает» положения и безусловная франшиза – выплата, по которой идет только после убытка в размере 30% от страховой суммы. Но, к сожалению, законодателем не было учтено, что коммерческие банки при кредитовании селян под залог будущего урожая все равно будут требовать 100% покрытия, а значит – дострахования урожая уже на коммерческой основе. Поэтому в результате, на практике может сложиться ситуация, когда и стоимость страхования в целом не уменьшится, и выплата селянам будет осуществляться не в полном объёме, а за минусом тех самых 30%.

По-прежнему актуальной остается и проблема потери интереса со стороны сельхозпроизводителя к собственному урожаю после того, как он оформит страховой договор. Урожай – не ТС, которое можно застраховать и бросить во дворе, не опасаясь возможных происшествий. Необходимо постоянное соблюдение агротехники и агротехнологии – иначе хорошего урожая не собрать, и виноват в этом будет сам селянин, а не неблагоприятные погодные условия. Поскольку законом выплата предусматривается лишь при достижении отклонения от средней 5-летней урожайности свыше 25%, крестьянин, у которого погибло, к примеру, лишь 30%, будет всеми правдами и неправдами вредить самому себе, добиваясь отклонения в 25%. Результат таких действий носит явно негативный характер. Для успешного развития системы независимой экспертизы жизненно важно разработать единую методику экспертной оценки рисков, как одного из важнейших элементов страхования. Именно она определяет затраты на страхование и гарантирует исполнение страховщиками обязательств по выплате возмещения. В качестве основы и методики оценки рисков, а также экспертизы убытков необходимо создать единую федеральную базу статических данных, объединяющую историю сельскохозяйственного производства, агрометеорологические и гидрометеорологические данные, вегетативного индекса по результатам снимков орбитальных спутников и другую информацию, аккумулирующуюся НИИ сельского хозяйства. Эта информация крайне важна для страховщиков, экспертов и для сельхозпроизводителей, которые смогут и сами предварительно оценить потенциальные риски. Доступ к базам всех субъектов страхового рынка позволит в значительной мере наладить взаимопонимание сельхозпроизводителей со страховой индустрией. В настоящее время, единой базы нет. Страховщики запрашивают и оплачивают информацию в индивидуальном порядке, и расходы, которые идут на ее получение, в итоге опосредованно ложатся на плечи сельхозпроизводителей. Одновременно с минимизацией расходов на информацию Минсельхозу следует установить расценки на экспертизу для аттестованных экспертов. Минимизация подобных затрат снизит финансовую нагрузку на страхователей, позволит увеличить страховое покрытие и самое главное – приведет к балансу интересов. Кроме того, совершенствование системы сельскохозяйственного страхования невозможно без мониторинга полей, в котором заинтересованы и страховщики, и аграрии, и государство. Ни один страховщик физически не в состоянии осмотреть территорию страхованию, ведь речь идет о сотнях тысяч и более гектар посевных площадей. Единственный путь – это развитие системы мониторинга полей по вегетативному индексу с созданием базы данных, доступной и сельхозпроизводителям, и страховым компаниям. Сочетание наблюдений индекса с историческими данными наземными метеостанций позволит более объективно судить о климатических изменениях и их влиянии на развитие растений не только в застрахованных хозяйствах, но и в целом делать точные прогнозы об объемах производства сельскохозяйственной продукции в России. Представляется, что после комплексного анализа, данные предложения должны найти отражение в постановлении Правительства РФ 30.12.2011 № 1205 (ред. от 03.09.2014) «О проведении экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования» (вместе с «Правилами проведения экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования», «Требованиями к независимым экспертам, привлекаемым для проведения экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования»).

Особая роль в разрешении данного вопроса, также лежит и на самих регионах. Так, например, Воронежская область по результатам 2014 года заняла 4 место, среди крупнейших получателей субсидии господдержки агрострахования (324, 7 млн. руб.), что является, ярким свидетельством продуктивной реализации регионом  постановления Правительства РФ от 22.12.2012 № 1371 (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования», чего нельзя сказать о Саратовской области, которая не смогла изыскать собственные средства на субсидирование страхования и 162 млн. руб. регион вернул, как не востребованные, соответственно на заявленные договора агрострахования аграрии получили – отказ.

Что касается вопросов приобретения аграриями минеральных удобрений, средств химической защиты и ГСМ?

Представляется, что существенное увеличение цен 2015 году на минеральные удобрения, существенно снизит количество аграриев, имеющих возможность их приобрести в достаточном объеме, что ставит под угрозу реализацию мер по организации и обеспечению проведения весенних полевых работ. Для решения данного вопроса и выполнения сезонных полевых работ, представляется необходимым в ближайшее время предпринять меры по заморозке на март-май 2015 года ведущими ретейлерами в сфере производства минеральных удобрений цен на производимую продукцию до уровня января 2015 года. В связи с этим Министерством сельского хозяйства, в скорейшем времени должны быть проведении консультации с производителями по выработке единой позиции. Результатами таких консультаций, должно стать соглашение о заморозке цен в указанный выше период на минеральные удобрения и его дальнейшая регистрация в ФАС. Также представляется, что аналогичные меры, должны быть реализованы Министерством сельского хозяйства РФ в отношении отечественных производителей средств химической защиты растений, при этом заморозка цен должна быть установлена на уровне января 2015 года. В настоящее время отечественные предприятия по производству пестицидов закупают действующие вещества из-за рубежа. Основными поставщиками действующих веществ пестицидов являются Китай и Индия, где имеются мощные предприятия по их производству. Низкая себестоимость производства позволяет этим компаниям увеличивать ежегодный объем их производства. Действующие вещества для пестицидов закупаются в долларах, и их стоимость напрямую зависит от стоимости иностранной валюты. Для решения данного вопроса и обеспечения планового проведения сезонных полевых работ в 2015 году Министерством сельского хозяйства РФ, совместно с Министерством промышленности и торговли необходимо проработать вопрос о возможности  выпуска действующих веществ пестицидов на существующих отечественных предприятиях химической промышленности, в том числе нельзя откладывать на долгосрочную перспективу с учетом внешнеэкономической конъюнктуры, вопрос строительства новых современных заводов с расчетами затрат на их строительство и себестоимости производимой продукции, что будет способствовать решению продовольственной угрозы национальной безопасности России.

Что касается вопросов приобретения аграриями ГСМ, то представляется, что в настоящее время для реализации мер по проведению весенних полевых работ в 2015 году, ситуация критической не является (в сравнении с 08.02.2015 цена на дизельное топливо снизилась на 5,7%, на автобензин на 4,3%. В сравнении с аналогичным периодом 2014 года цена на дизельное топливо снизилась на 2,5%, на автобензин увеличилась на 5,9%, что не является критическим для сельхозпроизводителей).

Автор статьи:

Тарасенко Виталий Викторович, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Воронежского филиала РАНХиГС

 

Материал подготовлен: 2015 г.

Комментарии