1. Исполнение федерального бюджета
Основные параметры федерального бюджета в 2008-2016 гг. представлены в табл. 1.1.
Как видно из данных приведенной таблицы доходы федерального бюджета сократились в 2013 г. на 1,2 п.п. ВВП с 20,7 до 19,5% ВВП, а расходы на 0,7 п.п. с 20,7 до 20,0% ВВП. Большие темпы снижения доходов по сравнению с расходами привели к увеличению дефицита на 0,4 п.п. ВВП с -0,06 до -0,5% ВВП. В то же время ненефтегазовый дефицит снизился на 0,5 п.п. с -10,6 до -10,1% ВВП. В результате в целом итоги исполнения федерального бюджета в 2012 г. достаточно противоречивые. С одной стороны, общий дефицит сложился на уровне 0,5% ВВП при планировавшемся уровне в 0,8% ВВП, при этом средства Резервного фонда не только не тратили, а, наоборот, перечислили в него по итогам года 212,2 млрд руб. С другой стороны, в 2013 г. прервалась наметившаяся в 2011-2012 гг. тенденция к росту доходов федерального бюджета после их резкого падения в кризис 2009-2010 гг. В 2013 г. к уровню 2012 г. снизились как нефтегазовые так и ненефтегазовые доходы. На фоне снижения ненефтегазовых доходов ненефтегазовый дефицит оказался больше запланированных 9,7% ВВП.
Таблица 1.1 Основные параметры федерального бюджета в 2008-2016 гг.
| Фактическое исполнение | Отклонение 2013 г. от 2012 г., в п.п. ВВП | ФЗ о ФБ на 2014-2016 гг. | |||||||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
| 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
| ||||||||||
| ||||||||||
Доходы, в т.ч.: | 22,5 | 18,9 | 17,9 | 20,3 | 20,7 | 19,5 | -1,2 | 18,5 | 18,3 | 18,3 |
нефтегазовые доходы | 10,8 | 7,8 | 8,3 | 10,2 | 10,6 | 9,9 | -0,7 | 8,9 | 8,6 | 7,9 |
ненефтегазовые доходы | 11,6 | 11,1 | 9,7 | 10,1 | 10,1 | 9,6 | -0,5 | 9,6 | 9,7 | 10,4 |
Расходы | 18,3 | 24,8 | 21,8 | 19,5 | 20,6 | 20,0 | -0,7 | 19,0 | 19,3 | 18,9 |
В т.ч. условно утвержденные | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,5 | 0,9 |
Дефицит / профицит | 4,1 | -6,0 | -3,9 | 0,8 | -0,06 | -0,5 | -0,4 | -0,5 | -1,0 | -0,6 |
Ненефтегазовый дефицит | -6,7 | -13,7 | -12,2 | -9,5 | -10,6 | -10,1 | 0,5 | -9,4 | -9,6 | -8,4 |
ВВП, млрд руб. | 41276 | 38809 | 46308 | 55967 | 62218 | 66755 | - | 73315 | 79660 | 86837 |
Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты РАНХиГС.
В итоге не произошло реального снижения зависимости федерального бюджета от налоговых поступлений нефтегазового сектора и соответственно от мировой конъюнктуры цен на нефть. Наметившиеся тенденции ставят также под сомнение планируемое в 2014-2016 гг. увеличение доли ненефтегазовых доходов и снижение доли нефтегазовых.
Подобные тренды постоянно закладываются в бюджетные проектировки, но как видно из данных по исполнению федерального бюджета в 2013 г. реализовать подобные планы пока не удается.
По состоянию на 1 января 2014 г. величина совокупного государственного долга Российской Федерации (федерального бюджета) составила 10,7% ВВП (7135 млрд руб.), что заметно меньше заложенной в бюджете на 2013 г. величины в 13,1% ВВП. Тем не менее с 2008 г. сохраняется тенденция к наращиванию уровня долга. В общей величине государственного долга по итогам 2013 г. доля внутренних заимствований составила 74,8% (5338 млрд руб.), внешних – 25,2% (1797 млрд руб.). С 2011 г. отмечается тенденция к росту доли внешних заимствований: 2011 г. – 20,5%, 2012 г. – 23,9%. Однако в 2013 г. темпы прироста как внутренней, так и внешней задолженности замедлились по сравнению с предыдущим годом: соответственно 7,3% (2012 г. – 18,6%) и 14,7% (2012 г. – 45,2%).
В табл. 1.2 представлено более детальное сравнение планировавшихся и фактических объемов поступлений по основным налогам в федеральный бюджет в 2013 г.
Приведенные данные говорят о том, что общий объем доходов лишь немного превысил запланированные поступления (на 1,2%). При этом недобор по ненефтегазовым доходам (93,4% от плана) был компенсирован поступлениями нефтегазовых доходов (110% от плана). Это стало возможным в результате внесенных изменений в статью 96.9 «Резервный фонд» Бюджетного кодекса Российской Федерации. [1] Статья была дополнена новым п. 9 позволяющим подобное замещение одного вида доходов другим в процессе исполнения бюджета.
По сути «бюджетное правило», только вступившее в силу в 2013 г., было модифицировано уже в рамках текущего финансового года. При разнице между фактической среднегодовой ценой на нефть Urals в 2013 г. (108,0 долл. США за баррель) и базовой ценой, заложенной при формировании бюджета в рамках бюджетных правил (91 долл. США за баррель), объем дополнительных нефтегазовых доходов, которые планировалось направить в Резервный фонд в 2013 г., оценивался в размере 1 трлн руб. Однако, как уже было отмечено, в Резервный фонд перечислены дополнительные нефтегазовые доходы в объеме лишь 212,2 млрд руб. В части ненефтегазовых доходов наименьшее исполнение по сравнению с планом зафиксировано по налогу на прибыль (79,1%), налогу на добавленную стоимость (86,4%) и акцизам (91,5%). Особую обеспокоенность вызывает недобор по НДС, который показал достаточную устойчивость в кризис 2009 г. В итоге несмотря на то, что федеральный бюджет исполнен в 2013 г. даже с меньшим общим дефицитом, чем планировалось, риски для федерального бюджета и бюджетной системы в целом увеличиваются.
Таблица 1.2 Планируемый и фактический объем основных видов доходов федерального бюджета в 2013 г.
| План | Исполнено | Доля от плана, % |
Доходы, всего | 12865 | 13019 | 101,2 |
Нефтегазовые доходы | 6034 | 6638 | 110,0 |
Ненефтегазовые доходы | 6831 | 6381 | 93,4 |
Отдельные виды налоговых доходов: |
|
|
|
Таможенные пошлины на углеводороды | 3695 | 4124 | 111,6 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 2358 | 2535 | 107,5 |
Налог на добавленную стоимость | 4098 | 3539 | 86,4 |
Доходы от ВЭД (без нефтегаза) | 808 | 854 | 105,7 |
Акцизы по подакцизным товарам | 573 | 524 | 91,5 |
Налог на прибыль организаций | 445 | 352 | 79,1 |
Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты РАНХиГС.
В табл. 1.3 представлена информация по исполнению федерального бюджета по расходам на отдельные направления (в разрезе разделов ФКР).
Таблица 1.3 Расходы федерального бюджета в 2012-2013 гг.
| План*, млрд руб. | Исполнено млрд руб. | Доля от плана, % | 2012 г., % ВВП | 2013 г., % ВВП | Отклонение 2013 г. от 2012 г., п.п. ВВП |
Расходы бюджета, в т.ч.: | 13387,3 | 13342,9 | 99,7 | 20,6 | 20,0 | -0,6 |
Общегосударственные вопросы | 920,3 | 850,7 | 92,4 | 1,3 | 1,3 | 0,0 |
Национальная оборона | 2106,5 | 2103,6 | 99,9 | 2,9 | 3,2 | 0,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2038,3 | 2061,6 | 101,1 | 2,9 | 3,1 | 0,1 |
Национальная экономика | 1750,2 | 1849,3 | 105,7 | 3,1 | 2,8 | -0,4 |
ЖКХ | 157,2 | 177,5 | 112,9 | 0,4 | 0,3 | -0,1 |
Охрана окружающей среды | 24,9 |
|