Об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2013 году

Комментарии · 998 Просмотры

Часть 1. Исполнение федерального бюджета.
Анализ на 2014 год.

1. Исполнение федерального бюджета

Основные параметры федерального бюджета в 2008-2016 гг. представлены в табл. 1.1.

Как видно из данных приведенной таблицы доходы федерального бюджета сократились в 2013 г. на 1,2 п.п. ВВП с 20,7 до 19,5% ВВП, а расходы на 0,7 п.п. с 20,7 до 20,0% ВВП. Большие темпы снижения доходов по сравнению с расходами привели к увеличению дефицита на 0,4 п.п. ВВП с -0,06 до -0,5% ВВП. В то же время ненефтегазовый дефицит снизился на 0,5 п.п. с -10,6 до -10,1% ВВП. В результате в целом итоги исполнения федерального бюджета в 2012 г. достаточно противоречивые. С одной стороны, общий дефицит сложился на уровне 0,5% ВВП при планировавшемся уровне в 0,8% ВВП, при этом средства Резервного фонда не только не тратили, а, наоборот, перечислили в него по итогам года 212,2 млрд руб. С другой стороны, в 2013 г. прервалась наметившаяся в 2011-2012 гг. тенденция к росту доходов федерального бюджета после их резкого падения в кризис 2009-2010 гг. В 2013 г. к уровню 2012 г. снизились как нефтегазовые так и ненефтегазовые доходы. На фоне снижения ненефтегазовых доходов ненефтегазовый дефицит оказался больше запланированных 9,7% ВВП.

Таблица 1.1 Основные параметры федерального бюджета в 2008-2016 гг.

 

 

Фактическое исполнение

Отклонение 2013 г. от 2012 г., в п.п. ВВП

ФЗ о ФБ на 2014-2016 гг.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

 

 

Доходы, в т.ч.:

22,5

18,9

17,9

20,3

20,7

19,5

-1,2

18,5

18,3

18,3

нефтегазовые доходы

10,8

7,8

8,3

10,2

10,6

9,9

-0,7

8,9

8,6

7,9

ненефтегазовые доходы

11,6

11,1

9,7

10,1

10,1

9,6

-0,5

9,6

9,7

10,4

Расходы

18,3

24,8

21,8

19,5

20,6

20,0

-0,7

19,0

19,3

18,9

В т.ч. условно утвержденные

0

0

0

0

0

0

0

0

0,5

0,9

Дефицит / профицит

4,1

-6,0

-3,9

0,8

-0,06

-0,5

-0,4

-0,5

-1,0

-0,6

Ненефтегазовый дефицит

-6,7

-13,7

-12,2

-9,5

-10,6

-10,1

0,5

-9,4

-9,6

-8,4

ВВП, млрд руб.

41276

38809

46308

55967

62218

66755

-

73315

79660

86837

Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты РАНХиГС.

В итоге не произошло реального снижения зависимости федерального бюджета от налоговых поступлений нефтегазового сектора и соответственно от мировой конъюнктуры цен на нефть. Наметившиеся тенденции ставят также под сомнение планируемое в 2014-2016 гг. увеличение доли ненефтегазовых доходов и снижение доли нефтегазовых.

Подобные тренды постоянно закладываются в бюджетные проектировки, но как видно из данных по исполнению федерального бюджета в 2013 г. реализовать подобные планы пока не удается.

По состоянию на 1 января 2014 г. величина совокупного государственного долга Российской Федерации (федерального бюджета) составила 10,7% ВВП (7135 млрд руб.), что заметно меньше заложенной в бюджете на 2013 г. величины в 13,1% ВВП. Тем не менее с 2008 г. сохраняется тенденция к наращиванию уровня долга. В общей величине государственного долга по итогам 2013 г. доля внутренних заимствований составила 74,8% (5338 млрд руб.), внешних – 25,2% (1797 млрд руб.). С 2011 г. отмечается тенденция к росту доли внешних заимствований: 2011 г. – 20,5%, 2012 г. – 23,9%. Однако в 2013 г. темпы прироста как внутренней, так и внешней задолженности замедлились по сравнению с предыдущим годом: соответственно 7,3% (2012 г. – 18,6%) и 14,7% (2012 г. – 45,2%).

В табл. 1.2 представлено более детальное сравнение планировавшихся и фактических объемов поступлений по основным налогам в федеральный бюджет в 2013 г.

Приведенные данные говорят о том, что общий объем доходов лишь немного превысил запланированные поступления (на 1,2%). При этом недобор по ненефтегазовым доходам (93,4% от плана) был компенсирован поступлениями нефтегазовых доходов (110% от плана). Это стало возможным в результате внесенных изменений в статью 96.9 «Резервный фонд» Бюджетного кодекса Российской Федерации. [1] Статья была дополнена новым п. 9 позволяющим подобное замещение одного вида доходов другим в процессе исполнения бюджета.

По сути «бюджетное правило», только вступившее в силу в 2013 г., было модифицировано уже в рамках текущего финансового года. При разнице между фактической среднегодовой ценой на нефть Urals в 2013 г. (108,0 долл. США за баррель) и базовой ценой, заложенной при формировании бюджета в рамках бюджетных правил (91 долл. США за баррель), объем дополнительных нефтегазовых доходов, которые планировалось направить в Резервный фонд в 2013 г., оценивался в размере 1 трлн руб. Однако, как уже было отмечено, в Резервный фонд перечислены дополнительные нефтегазовые доходы в объеме лишь 212,2 млрд руб. В части ненефтегазовых доходов наименьшее исполнение по сравнению с планом зафиксировано по налогу на прибыль (79,1%), налогу на добавленную стоимость (86,4%) и акцизам (91,5%). Особую обеспокоенность вызывает недобор по НДС, который показал достаточную устойчивость в кризис 2009 г. В итоге несмотря на то, что федеральный бюджет исполнен в 2013 г. даже с меньшим общим дефицитом, чем планировалось, риски для федерального бюджета и бюджетной системы в целом увеличиваются.

 

Таблица 1.2 Планируемый и фактический объем основных видов доходов федерального бюджета в 2013 г.

 

 

План

Исполнено

Доля от плана, %

Доходы, всего

12865

13019

101,2

Нефтегазовые доходы

6034

6638

110,0

Ненефтегазовые доходы

6831

6381

93,4

Отдельные виды налоговых доходов:

 

 

 

Таможенные пошлины на углеводороды

3695

4124

111,6

Налог на добычу полезных ископаемых

2358

2535

107,5

Налог на добавленную стоимость

4098

3539

86,4

Доходы от ВЭД (без нефтегаза)

808

854

105,7

Акцизы по подакцизным товарам

573

524

91,5

Налог на прибыль организаций

445

352

79,1

 

Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты РАНХиГС.

 

В табл. 1.3 представлена информация по исполнению федерального бюджета по расходам на отдельные направления (в разрезе разделов ФКР).

Таблица 1.3 Расходы федерального бюджета в 2012-2013 гг.

 

 

План*, млрд руб.

Исполнено млрд руб.

Доля от плана, %

2012 г., % ВВП

2013 г., % ВВП

Отклонение 2013 г. от 2012 г., п.п. ВВП

Расходы бюджета, в т.ч.:

13387,3

13342,9

99,7

20,6

20,0

-0,6

Общегосударственные вопросы

920,3

850,7

92,4

1,3

1,3

0,0

Национальная оборона

2106,5

2103,6

99,9

2,9

3,2

0,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2038,3

2061,6

101,1

2,9

3,1

0,1

Национальная экономика

1750,2

1849,3

105,7

3,1

2,8

-0,4

ЖКХ

157,2

177,5

112,9

0,4

0,3

-0,1

Охрана окружающей среды

24,9

Комментарии