ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦИИ В 2014 ГОДУ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Комментарии · 1157 Просмотры

Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 года предусматривается реализация мер направленных на улучшение демографической ситуации в стране

Согласно приведенным расчетам, в ближайшие два года будет сохранена тенденция увеличения численности населения РФ, что во многом будет обусловлено  и  ростом рождаемости, а с 2016 года в большей степени миграционным притоком.  Приведенный нами вывод о прямой зависимости показателей рождаемости и социально-экономической стабильности подтверждает снижение численности рожденных в 2016 году, так как в большей мере будет, проявляется снижение качества жизни населения.

Мы полагаем, что реализация предложенных подходов позволит разработать эффективные коррекционно-адаптационные мероприятия (которые в случае необходимости могут быть расширены и детализированы) по своевременному совершенствованию стратегических планов демографической политики в РФ.

В рамках рассмотренных сценариев развития демографической политики на 2015 -2016 годы, по нашему мнению, будет проявляться в большей степени сочетание низкого и среднего сценариев развития, и только показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении сохранит устойчивый рост по высокому сценарию.

По нашему мнению, предложенная методика должна стать эффективным инструментом повышения уровня результативности региональной политики в РФ, а также основой разработки и совершенствования стратегических программ развития демографии, предусматривающих различные варианты конъюнктуры внешней и внутренней среды.

Выводы

Анализ реализации демографической политики в 2014 году показал:

– продолжилась индексация пособий с учетом инфляции в 5%,

– увеличилось выделение земельных участков многодетным семьям в регионах,

– усовершенствованы механизмы разработки и методики оценки реализации региональных программ в сфере демографии,

– продолжалось предоставление поддержки из федерального бюджета субъектам РФ с невысокими показателями рождаемости [9].

В результате реализации мероприятий первого этапа удалось снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.

Оценивая достигнутые результаты в целом, можно сказать, что поставленные задачи были выполнены с некоторым превышением поставленных рубежей.

Так, численность населения России на 25 марта 2015 года составила 146 млн. 293 тысячи человек, что превысило численность населения, определенную задачами Концепции на 3 млн. человек и на 10 миллионов превысило прогноз ООН. В значительной части данное превышение достигнуто за счет присоединения Крымского полуострова к территории Российского государства, численность населения которого на 1 января 2015 года составляло 2 млн. 294 тысячи человек.

Но даже без учета населения Крыма можно сказать, что принятые демографические программы доказали свою эффективность. Фактически, цель Концепции демографической политики по стабилизации численности населения к 2015 году на уровне 142–143 млн. человек была достигнута в 2012 году, то есть на три года раньше запланированного.

Можно отметить и другие позитивные результаты.

На конец 2014 года показатель средней продолжительности жизни в России превысил 71 год (в том числе мужчин – 65,1 года, женщин – 76,3 года). Поэтому в2014 году в глобальном рейтинге здравоохранения Россия впервые признана благополучной страной (такими считаются государства, где средняя продолжительность жизни превышает 70 лет.

Суммарный коэффициент рождаемости вырос до 1,7 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста (в 2006 году – 1,3).Коэффициент младенческой смертности в 2013 году составил 8,2 на 1000 тыс. родившихся (в 2012 году – 8,6, в 2006 году – 10,2).

Уровень (коэффициент) смертности (количество смертей, произошедших в течение года на 1000человек) в России достиг величины 13,1 (в 2006 г – 14,9). Среднее значение этого коэффициента в мире составляет 7,99.

Улучшение демографической ситуации происходило и по другим направлениям –укрепление общего и репродуктивного здоровья, создание условий и формирование здорового образа жизни, укрепление института семьи, совершенствование системы социальной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей. Особое внимание обращалось на повышение рождаемости за счёт увеличения вторых и третьих рождений.

Позитивные изменения стали возможными вследствие различных мер социально-экономического и морального стимулирования:

  • установление с 1 января 2013 года ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет в 65 субъектах Российской Федерации;
  • введение материнского (семейного) капитала с 1 января 2007 года как дополнительной меры государственной поддержки семей с детьми при рождении второго ребёнка или последующих детей. Эксперты отмечают, что вклад материнского капитала в повышение рождаемости составляет от 40 до 80%, когда речь идёт о рождении второго ребёнка;
  • введение регионального материнского капитала в 72 субъектах Российской Федерации, финансируемого за счёт средств бюджетов субъектов, размер которого варьируется от 25 тыс. рублей в Нижегородской области до 350 тыс. рублей в Ямало-Ненецком автономном округе;
  • мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для создания адаптационных условий, способствующих возвращению женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, к трудовой деятельности, повышению их конкурентоспособности на рынке труда (с 2013 года осуществляется во всех субъектах Российской Федерации);
  • подготовка проекта включения в трудовой стаж женщин, времени, в течение которого они ухаживают за детьми;
  • внедрение регулярной диспансеризации населения России и системы профилактики заболеваний. В 2013 году диспансеризацию прошли почти 35 миллионов человек, включая 14 миллионов детей. По итогам у каждого пятого (21 процент) были своевременно выявлены заболевания.

В целом можно утверждать о том, что основные задачи, поставленные для 2 этапа выполнения Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, выполнены.

Однако при этом нужно обратить внимание на те проблемы, которые существуют или вновь возникают в текущем периоде развития российского общества в сфере демографии. Именно на их изучении и решении необходимо сосредоточить внимание и, при необходимости, внести изменения в деятельность по реализации Концепции.

В долгосрочной перспективе по-прежнему сохраняется негативный процесс неуклонного старения населения, что в совокупности с более поздним вступлением молодых людей в самостоятельную трудовую и социальную жизнь увеличивает нагрузку на экономику и социальные фонды.

Кроме того демографическая ситуация в России характеризуется значительной неоднородностью и перекосами в различных сферах.

Так в силу предшествующих социально-экономических и политических событий в 90-е годы прошлого столетия, а также других катастрофичных периодов 20-го века для нашей страны, мы переживаем период формирования так называемой «демографической ямы», которая постепенно смещаясь во времени, последовательно порождает проблемы социально-экономического характера. По прогнозам специалистов, к 2020 году численность населения трудоспособного возраста сократится на 7–8 млн. человек [2]. Премьер министр Д.Медведев подчеркнул, что «хорошая тенденция в демографии может споткнуться о некоторые другие демографические процессы, корень которых был заложен в начале 1990-х годов (общее количество женщин, которое может рожать детей)» [6]. Речь идет о сокращении числа женщин в фертильном (репродуктивном)возрасте, принадлежащих к поколению, рожденных в сложные с точки зрения демографии и экономики годы. Если в 2006году их было 40млн., то в 2014 году – 36 млн. [5].

Это может сильно изменить социально-экономическую ситуацию в России – снизить темпы роста экономики, поднять социальные расходы, уменьшить приток студентов, молодых специалистов, призывников. Руководители государства воспринимают данную ситуацию как «вызов всей нашей нации» и солидарны с мнением экспертов в том, что необходим комплекс дополнительных мер в рамках демографической политики на ближайшие 2–3 года.

То есть для преодоления демографической ямы необходимо обновление государственной стратегии демографической и семейной политики, радикальное снижение уровня семейного неблагополучия как экономического, так и социального.

Такие изменения могут и должны проявиться в формировании системы социальных гарантий и экономических возможностей на федеральном и региональных уровнях для рождения и воспитания нескольких детей в семье, а также поддержки молодых семей.

Помимо этого данные меры должны включать и комплекс мер по поддержке и стимулированию рождения уже первого ребёнка, причем в более раннем возрасте, преодоления сформировавшейся тенденции к бездетности. Также важно продолжать создание благоприятных условий для молодых матерей, чтобы они имели возможность сочетать профессиональное образование или работу с воспитанием ребёнка.

Еще одной дискуссионной мерой является намерение ухода от современной практики зачета в стаж женщинам периода ухода за детьми, не превышающего трех лет. Последние обсуждения данного вопроса в Государственной Думе колебались вокруг намерения государства засчитывать в стаж женщине, которая ухаживает за детьми, время ухода за тремя или четырьмя детьми. Введение данной нормы, несомненно, могло бы улучшить положение рожающих и воспитывающих детей женщин и повлиять на демографическую ситуацию.

По-прежнему как проблема рассматривается отставание России по показателю средней продолжительности жизни от ведущих государств мира, которые достигли уровня средней продолжительности жизни в 75–80 лет. Полученные результаты в 71 год, несомненно, являются достижением для российской государственной демографической политики в последние годы, но при этом не могут быть причиной остановки на данном рубеже. К тому же этот средний показатель маскирует дисбаланс в средней продолжительности жизни у мужчин и женщин (65,1 года и76,3 года соответственно).Поэтому меры по повышению средней продолжительности жизни обязательно должны учитывать данный фактор. Необходимо снижать уровень смертности, потому что сегодня все развитые страны уже подошли к планке в 80 лет. России необходимо сделать серьёзные усилия, чтобы достичь показателей лидеров.

По оценке руководителей органов государственной власти есть все основания в ближайшей перспективе увеличить среднюю продолжительность жизни до 75 лет и добиться новой, качественной динамики снижения показателей смертности [5]. Данный фактор может рассматриваться в экономической плоскости, ведь увеличение ожидаемой продолжительности жизни на один год даёт прирост внутреннего валового продукта на 4%.Соответственно только за счёт запланированного в государственной программе развития здравоохранения увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет возможен рост ВВП на 20%.

Несмотря на достигнутые позитивные сдвиги, необходимо развивать намеченные тенденции. Данная цель может быть достигнута, только если деятельность в этом направлении будет носить комплексный характер.

Для этого активнее информировать людей о важности поддержания хорошего состояния здоровья до того периода, когда потребуется активное лечение. Также важна и система мотивации граждан на здоровьесберегающий образ жизни.

Такие программы необходимо ориентировать на разные категории граждан. Примером такого подхода является возвращение и широкое внедрение комплекса ГТО, который может выполнять как мотивирующую функцию, так и функцию повышения престижности здорового образа жизни. Для этого спорт должен быть доступен для всех граждан независимо от их возраста, от физических возможностей и географии их проживания.

В этой логике важно продолжать усилия в борьбе с вредными привычками. Статистика показывает, что уменьшение количества курящих граждан, особенно среди молодёжи способно ежегодно сохранять жизнь до 200 тыс. чел. – населения достаточно крупного города.

Значительный вклад в достижение поставленных целей способно внести появление полезных и качественных продуктов на прилавках магазинов. Еще одно направление такой политики – внедрение новых подходов к градостроению, которые предусматривали бы создание в жилых микрорайонах парковых зон, велосипедных дорожек, возможности просто погулять и позаниматься спортом. Сегодня российское общество уже не готово довольствоваться только наличием жизненно необходимых материальных благ.

Правильность таких расчетов и поставленных задач в сфере улучшения общественного здоровья подтверждаются опытом других государств, например, Японии и Финляндии, где в течение 10–20 лет было достигнуто двукратное снижение смертности населения в основном за счёт профилактических мер, поскольку их эффективность многократно превышает эффективность лечения. Для этого, конечно, необходимо нормальное питание, регулярные занятия физкультурой, отказ от потребления табака и злоупотребления алкоголем и целый ряд других факторов.

Вместе с тем, изменение временных ограничений на продажу спиртных напитков, а также начавшаяся дискуссия о возможном возвращении продажи пива в ларьки в связи с ухудшением экономического положения России в настоящий период, является примером безответственной непоследовательности государственной политики в сфере сохранения общественного здоровья, что, впрочем, характерно для практики советского и российского государства в на протяжении всего XX века.

Дальнейшая реализация целей Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года однозначно должна предусматривать меры по стимулированию ориентации российских семей на рождение третьего ребенка, для чего государство и общество должно использовать все свои ресурсы и потенциалы, создавая необходимые условия.

Органы государственной власти, общественные организации должны последовательно и настойчиво продолжать реализацию комплекса мер по внедрению здорового и активного образа жизни, сохранению здоровья граждан России, профилактике социальнообусловленных заболеваний, снижению смертности граждан, особенно в трудоспособном возрасте.

Необходимо активизировать детальные исследования системного характера демографических процессов в различных субъектах Российской Федерации, различных факторов, влияющих на их динамику и показатели, для формирования объективной картины демографической обстановки в стране.

Необходимо осуществлять избирательный подход к формированию акцентов государственной демографической политики, исходя из того, что в дополнительных мерах по стимулированию рождаемости и сокращению смертности в первую очередь нуждаются регионы с наиболее худшими показателями.

Авторы статьи: 

Мережко Роман Викторович,к.э.н., доцент кафедры менеджмента организаций Поволжского филиала РАНХиГС

Рехтина Наталья Васильевна, к.с.н., ведущий научный сотрудник Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Тарент Игорь Геннадьевич, старший преподаватель Ногинского филиала РАНХиГС

Литвиненко Тамара Витальевна, к.г.н. Красногорского филиала РАНХиГС

Проказина Наталья Васильевна,заведующий кафедрой социологии и психологии управления Орловского филиала РАНХиГС

Зубков Сергей Дмитриевич, к.г.н., доцент каф. ГМСиМ Липецкого филиала РАНХиГС

Гончар Галина Петровна, к.э.н., доцент кафедры государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского филиала РАНХиГС

Афонасова Алена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры ГМУ Курганского филиала РАНХиГС

Клюкин Андрей Игоревич, доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.и.н., Тамбовского филиала РАНХиГС

Шаталова Ольга Ивановна, к.э.н., профессор Ставропольского филиала РАНХиГС

Буланова Марина Алексеевна, доцент кафедры государственного и муниципального управления

Дальневосточного филиала РАНХиГС Бирин Виктор Николаевич, к.и.н., доцент Карельского филиала РАНХиГС

Поташкин Сергей Павлович, к.б.н. Тверского филиала РАНХиГС

Клюев Анатолий Владимирович, д.ф.н., заведующий кафедрой социологии и социальной работы, Cеверозападного филиала РАНХиГС

Шалаева Вера Александровна, к.э.н., доцент кафедры государственного управления и муниципального права Ульяновского филиала РАНХиГС

Логинова Нина Николаевна, к.г.н., доцент. Саранского филиала РАНХиГС

Материал подготовлен: 2015 г.

  1. Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года // http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/6
  2. Доклад рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ «О первоочередных мерах преодоления последствий демографической ямы в Российской Федерации», 14 марта 2014 г.
  3. Елизаров В.В. Ответы на вызовы, связанные со старением населения. Экспертная дискуссия «Старение населения» Гайдаровский форум 2015 год.
  4. Заседание Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. 26 февраля 2013 года.
  5. Интервью О. Голодец журналу «Огонёк» - 24 февраля 2014 г.
  6. Материалы совещания Д. Медведева с вице-премьерами. 22 октября 2012 г.
  7. Россия в 2014 году побила рекорд по рождаемости – Первый канал\\ https:\\www.1tv.ruews\social\277127 5 февраля 2015 г. – Согласно данным, опубликованным Министерством труда и социальной защиты населения РФ .
  8. Федеральная служба государственной статистики http: \\ www.gks.ru\wps\wcm\connectosstat_mainosstatu\statistics\population\demography\#
  9. Электронный ресурс: http: www.rosmintrud.ru\social\social\social\103
Комментарии