О ПРОЕКТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА. ЧАСТЬ 1.

Комментарии · 1312 Просмотры

Энергетика и электроэнергетика являются ключевыми отраслями развития российской экономики, и определяют приоритет положения страны в мировой системе.

Под стратегией (греч. stratos – войско, ado – веду) понималось искусство ведения войн, грозных событий в жизни целых стран и народов. Под стратегическими решениями понимаются решения, имеющие важное для функционирования российской экономики значение и обусловливающие долговременные необратимые последствия, связанные с изменением ее потенциала. Для принимаемых стратегических решений характерна процедура выбора оптимального в определенном смысле варианта из дискретного множества заранее известных альтернатив.

Энергетика и электроэнергетика являются ключевыми отраслями с позиций оценки настоящего и будущего развития российской экономики, основой геополитики, материально-ресурсной базой, определяющих приоритет положения страны в мировой системе. Они во многом определяют степень безопасности, надежности и безаварийности функционирования экономических агентов (ЭА), развития всего народнохозяйственного комплекса России [8, 5, 6].

За один год человечество сжигает огромное количество ископаемого топлива, на производство которого природой затрачены миллионы лет. Общее потребление энергии в мире возросло с 21 ЭДж в 1900 г. до 318 ЭДж в 1988 г. 1 ЭДж (эксаджоуль) = 1018 Дж, что эквивалентно количеству тепла, получаемому от сжигания 27 млн. м3 сырой нефти. Из этого объема 38% промышленного потребления топлива приходится на нефть, до 30% – на каменный уголь, 20% – на природный газ, остальную энергию получают от атомных электростанций. При текущем уровне потребления, по оценкам экспертов, нефти хватит на 35 лет, каменного угля, являющегося «грязным» топливом при его добыче и сжигании, – на 206 лет. К 2030 г. при населении мира  10 млрд. чел. и сегодняшних темпах потребления объемов этих богатств их хватит примерно на 29 лет. Реальные надежды дают разработки по установкам термоядерной энергии (ТОКАМАК). В целом энергетику ждет быстрое решение крайне сложных проблем [1, 2, 3].

Наиболее остро проблема качества и надежности поставки электроэнергии проявляется при перерывах или ограничениях в электроснабжении. Распределение причин перерывов в электроснабжении для стран ЕЭС примерно таково (в процентах) [6]: отказ оборудования сетевых (26,4) и распределительных (17) компаний; действия третьих лиц – 16,2; плановые отключения – 12; погодные условия – 8,2; молнии – 5,5; ошибки персонала – 2; пожары – 1,8; прочее – 9,8.

Если раньше проблемы энергетики считались техническими, то сейчас – научными на базе принципов гармонизации и интеллектуализации в разных сферах деятельности. Человечество пока слабо готово безопасно и эффективно распоряжаться и разумно применять сокровища, имеющиеся в его руках. Сегодня талантливая постановка задач важнее возможностей техники. Можно создать компьютеры, машины следующих поколений, намного превосходящие существующие, но их не создают в отсутствие достойных задач, продвигающих  решение ключевых проблем по повышению уровня и качества жизни людей.

Считаем необходимым сделать ряд доработок к Стратегии с включением в текст проекта следующих положений.

  1. Преобразования энергии выступают, как минимум, в трех видах с рассмотрением ее следующих видов:
  • первичная энергия (обычные силовые процессы – энергия движения механическая, тепловая, химическая, электромагнитная и т.п.);
  • скрытая энергия в процессах производства новых материальных потребительских продуктов, проявляющаяся в энергоэффективном производстве новых товаров, объектов, изделий, оборудования, приборов. Об этом виде энергии в проекте Стратегии сказано вскользь. Однако оно требует раскрытие состояния дел и перспектив развития потенциала таких сфер экономики, как информатизация и связь, компьютеризация и программные средства, машино- и приборостроение, автоматизация производственных, организационно-управленческих  процессов;
  • умственная (интеллектуальная) энергия в процессах накопления и использования нематериального потенциала, аккумуляции высокоэнтропийного энергетического потенциала природы, общества, человека и превращения его в концентрированные запасы знаний, опыта, здоровья, энергии духа, нравственности, творчества. Этот вид энергии в проекте Стратегии не упоминается вообще.

Сегодня крайне важны инвестиции в развитие инноваций, человеческих ресурсов, превращение их в человеческий капитал, в формирование новых знаний, как главной производительной силы общества. При этом предметом экономической науки на современном этапе должны выступать не цены и рынки, а человеческая деятельность во всех ее проявлениях (О.С. Сухарев). Это позволит достоверно оценивать: а) поведение экономических агентов, мотивы их демонстративного потребления, имиджа и престижа; б) истоки зависти и сравнения; в) инстинкты подражания; г) действующие законы социального статуса.

Изучение закономерностей изменений в российской электроэнергетике требует знаний о сущности влияния созданных рыночных институтов на:

  • успех решения общегосударственной задачи «5И» – институты, инновации, инвестиции, инфраструктура, интеллект;
  •  экономику России и поведение экономических агентов;
  • потенциальную производительность их трудовых коллективов, имеющийся и потенциальный запас знаний ЭА;
  • модели поведения их трудовых коллективов ЭА и российского общества.

Поэтому сказанное выше говорит о недостаточном научном обосновании и комплексной проработке проекта энергетической Стратегии в масштабе экономики РФ.

  1. Употребление используемого энергоносителя во многом обусловлено способом безопасной передачи и распределения энергии. Для их осуществления важны навыки и умения объективных расчетов возникающих рисков и оценки возможных негативных потерь, убытков и ущерба. Большинство рисков в сфере электроэнергетики относится к технологическим, экономическим и инвестиционно-финансовым рискам.

Наиболее остро риски качества поставляемой энергии проявляются при перерывах или ограничениях в электроснабжении. По оценкам экспертов, прямой и косвенный ущерб от плановых и внеплановых перерывов в поставках электроэнергии в экономически развитых странах в несколько раз превосходит ущерб от стихийных катастроф. Причем величина ущерба существенно зависит от категории потребителей, длительности перерыва, времени года и т.п. Расчет величины ущерба важен как для уже произошедшего отключения, так и прогноза ущерба от потенциальных отключений. Это важно для оценки затрат на ликвидацию последствий отключения и размера страхового возмещения, научного обоснования тарифов на электроэнергию, обеспечения допустимого уровня надежности электропотребления, обоснования страховых тарифов, гарантий возмещения ущерба и ответственности за перерывы на базе существующих нормативно-правовых и организационных механизмов, особенностей функционирования рынков энергии и т.д.

К факторам, влияющим на надежность функционирования российской энергетики и электроэнергетики, относятся: цены на электроэнергию; надежность функционирования генерирующих, сетевых и распределительных систем; объемов инвестирования в распределительные сети, степени экономической ответственности перед третьими лицами, качества исполнения сетевых операций и др.

Для предупреждения опасностей, возможных аварий и катастроф необходимо функционирование цикла управления рисками «мониторинг – прогноз – предупреждение – принятие мер – планирование–и т.п.». Множество произошедших в мире знаковых аварий, ущерб от которых исчисляется миллиардами и десятками миллиардов долларов, связано с энергетикой. Их примером лишь в РФ могут служить потери, оцененные в 40 млрд. руб., от аварий на шахте «Распадская», Саяно-Шушенской ГЭС по каждой, сопровождавшихся гибелью людей, преступной деятельностью и безответственностью высшего руководства этих ЭА без негативных для топ-менеджмента выводов, уголовных последствий за их решения и безразличие.

Для предотвращения или хотя бы смягчения негативных последствий необходимы технологии управления рисками, имеющиеся во всех развитых странах мира (лишь система мониторинга опасностей в Японии потребовала 140 млн. долл.), которых в России пока нет. Проект подобной системы мониторинга опасностей в РФ создан в 2002 г. группой институтов РАН во главе с ИПМ им. М.В. Келдыша, но об его дальнейшей судьбе неизвестно.

  1. Из перечня экономических рисков в электроэнергетике приоритетными считаются риски дерегулирования и потери управляемости отрасли. Ввод новых мощностей во многом обусловлен инвестиционной активностью, серьезно снизившейся в последние годы относительно предшествующих периодов. «Бичом» инвестиционных реформ стали «финансовые пузыри», из-за рискованных обещаний и ненадежных ожиданий. В результате институциональная и рыночная среда оказалась неготовой к инвестиционной деятельности в электроэнергетике, а ожидание высокого спроса на электроэнергию и мощность – явно заниженным. Приросты электропотребления в 2006-2020 гг. по прогнозам Генеральной схемы РАО ЕЭС уже год спустя оказались вдвое выше, чем в сценариях Минэкономразвития (КДР 2020). С учетом случившегося кризиса разрыв вводов мощностей сильно увеличился. Ожидание неограниченного притока внешних финансовых ресурсов оказалось ошибочным. Инвестиционная программа обеспечивалась тарифными источниками на 25%, в тепловой генерации – всего на 15%. В итоге ожидания быстрой и успешной либерализации рынка электроэнергии не оправдались. В условиях дефицита финансовых ресурсов и рыночной неопределенности компании отраслевые и территориальные генерирующие компании провели оптимизацию инвестиционных портфелей, вдвое сократив вводы ближайших лет. Масштабы инвестиционной деятельности в перспективе целиком зависят от эффективных действий государства по координации и стимулированию инвестиционных решений в дерегулированной и конкурентной среде.

После децентрализации отрасли электроэнергетики организация новой системы управления развитием должна опираться на экономические механизмы обеспечения стратегической устойчивости энергоснабжения при ведущей роли государства как регулятора, а также крупнейшего собственника и инвестора. Основным средством регуляции становится мониторинг и контроль над поставками энергии. При этом контроль над объемами общей установленной мощности в АЭС и ГЭС охватывает 30%, примерно таков и объем контроля 43% тепловой генерации, ведущийся государственными компаниями и регионами. Контроль инвестиционной активности осуществляется государством (более 2/3 всех инвестиционных вложений приходятся на сектора генерации и инфраструктуры).

В сложившихся условиях одним из основных рисков становится риск потери управляемости отрасли. Государство пока не приняло на себя всю полноту ответственности за стратегическую устойчивость энергоснабжения. Вместо этого с россиян взимается стоимость электроэнергии, намного превышающая ее стоимость в ведущих зарубежных странах. Отсутствует научное обоснование проводимой тарифной политики для населения. Инвестиционные программы реализуются без реального учета необходимых преобразований и реконструкции базы, оставшейся от потенциала СССР, что угрожает высокой вероятностью возникновения аварийных ситуаций в любой момент времени. Выделенные финансовые средства осваиваются полностью, но без должного целевого их применения. Для исключения этого необходимо внедрить стратегическое государственное планирование и прогнозирование, поиска трендов развития экономики страны и ее регионов.

Параметрами социально-экономических и социокультурных факторов управляемости электроэнергетическими ЭА являются:

  • социальные параметры – квалификационный уровень персонала; достаточные компетенции высшего менеджмента; достаточное количество работников соответствующей квалификации при их нормальной рабочей загрузке; уровень социально-психологической атмосфере в трудовом коллективе; доверие к руководителю, его компетенциям, обеспечивающим высокую управляемость ЭА;
  • параметры целевого управляющего воздействия – качество управленческих решений, обоснованное научными методами оптимизации применяемых ресурсов, расчетами или анализом данных; адекватность ситуации применяемого типа управления (методов организации и управления, мотивации работников); достаточность полномочий руководителя с необходимостью обеспечения адекватности и точности (качества) между его правами, ответственностью и высокой управляемостью.

С точки зрения существенной степени управляемости экономики РФ, сферы электроэнергетики и ее ЭА можно достичь разработкой системы стимулирования и координации инвестиций за счет субсидирования ставок, финансовых гарантий, страхования проектов, оптимизации долей государственно-частного партнерства, снижения рисковой премии в конечной рыночной цене электроэнергии. Важно также сформировать новые площадки с совместным участием всех заинтересованных сторон (производителей, потребителей, инфраструктурных организаций, Минэнерго РФ) для выработки сбалансированных решений по развитию отрасли и быстрой их корректировки при росте отклонений от прогнозных показателей.

Успех инвестиционной деятельности требует тщательного анализа имеющихся рисков, наиболее безопасных, научно обоснованных решений для преодоления кризисных ситуаций, дальнейшего социального развития, государственного прогнозирования и регулирования при заинтересованном и активном участии государства и других заинтересованных сторон (рис. 1).

  1. Известно, всякая разумная деятельность человека есть энергия, т.е. движение. Современный менеджмент российских и региональных ЭА, кроме физической и электрической энергии в жизнедеятельности, должен учитывать энергию ума, чувств, души людей, биоэнергию общества. Но это умеют немногие руководители на федеральном и региональном уровнях. Ориентир на интересы рынка разрушает единство системы «природа – общество – человек». Он сводит основной закон жизни «творить благо» к терминам типа полезность, ценность, выгоды, прибыль и т.п., а не к главному закону устойчивого развития– «отдать больше, чем взять». Без количественных оценок трудно оценивать эффективность процессов преобразований природного потенциала во «блага» цивилизации, достижение разумного баланса на базе объективных измерений, моделей, индикаторов и показателей, в т.ч. в электроэнергетике российских регионов. Сбалансированность в совершенствовании разноприродных процессов и энергосистем обеспечивает достижение эффекта синергии, а творчество и сотрудничество сильнее мотивирует людей, предприятия, все российское общество и его топ-менеджмент на служении идее, а не конкуренции.

 

Рисунок 1. Структурные элементы рынка электроэнергии, определяющие

уровни надежности, цен и инвестиций*

 

*АвОт – аварийные отключения; ПОН – политика обеспечения надежности (требования к оперативным резервам, резервам мощности, предельным уровням цен); НРСС – недостатки рынка со стороны спроса (эластичность и колебания спроса); ЦЭРМ – цены на электроэнергию, ее резервы и мощность; Инв - инвестиции в генерирующие мощности; УстМ – установленная мощность.

Виды энергии не имеют границ при взаимных переходах с действием общего правила: диссипативные (неустойчивые) процессы рассеивают энергию, повышают энтропию конечного продукта, снижают потенциал, а негэнтропийные обеспечивают большую внутреннюю организацию системы, концентрацию запасенной энергии, рост энергетического потенциала конечных продуктов на ее выходе. Негэнтропийный подход позволяет сопоставлять в единых показателях, измерять имеющиеся ресурсы в обобщенных энергетических оценках, охватывать возможные трансформации и проявления энергии, оценивать конечный эффект, как «блага» для цивилизации, страны или региона.

Анализ содержания проекта Энергетической стратегии показывает отсутствие количественных оценок, что, разумеется, является существенным его недостатком. Как этого избежать или смягчить доработкой программы?

  1. Применить системный подход «снизу– вверх» через учет особенностей и перспективных потребностей электроэнергетики российских регионов. Использование экономико-математических методов, многофакторных (эконометрических, прикладных, экспертных) моделей и интеллектуальных систем принятия управленческих решений [2] позволяет по-новому провести анализ текущегосостояния,оценить перспективы развития электроэнергетикисубъектов РФ и России в целом, сформулировать целевые критерии и ресурсные ограничения, исходя из расчетов электро- и энергопотребления в российских регионах.
  2. Для огромной России актуальна проблема масштабов и быстроты координации для уникальных рынков электроэнергии: их неустойчивость развивается катастрофически быстро (t 1 c), охватывая сотни территориально распределенных объектов, совместно использующих одну производственную инфраструктуру при синхронизации ее компонентов до сотых долей секунды. Поэтому финансовые сделки в электроэнергетике в реальном времени (спотовый рынок) требуют централизации в координации действий в отличие от рынка на неделю, сутки или час вперед, не требующих подобной координации сделок. Этот временной промежуток очерчивает грань, за которой роль системного оператора на форвардных (децентрализованных) рынках снижается. При проектировании рынков электроэнергии важно учитывать и оценивать роль системного оператора и степень централизации рыночных механизмов. Чем важнее роль на рынке системного оператора, тем менее значима роль участников, нацеленных на максимизацию прибыли. Часть потребителей опасается неэффективности действий на рынке частных производителей энергии, другая – неэффективности организаций, стремящихся лишить системного оператора функции главного координатора рынка, ведущей к повышенному риску взаимодействия всех участников рынка в реальном времени.

Так же в основной части рассмотрены проблемы, в своем большинстве, не отраженные в проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года по шести основным направлениям.

Продолжение в части 2

 

Комментарии