О ПРОФИЛАКТИКЕ СИРОТСТВА, РАЗИТИИ ФОРМ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Комментарии · 1546 Просмотры

Одна из актуальных проблем социальной политики – проблема социального сиротства.

В Российской Федерации наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются организации для детей-сирот – дома ребенка (относится к полномочиям исполнительных органов государственной власти в сфере здравоохранения), детские дома и интернаты (министерство образования), реабилитационные центры и приюты (минсоцразвитие).

Одна из актуальных проблем социальной политики – проблема социального сиротства, которое характеризуется появлением в обществе детей, родители которых не осуществляют своих обязанностей по воспитанию по разным причинам: вследствие отказа от ребенка, лишения их родительских прав (на сегодняшний день, по разным данным, от 85 до 95% детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами), каждый 4-ый из числа детей-сирот – это так называемые «казенные» дети, помещенные в организации для детей-сирот систем образования, здравоохранения, социального обслуживания населения и другие учреждения.

В этой связи актуализировалась необходимость поиска выхода из сложившейся ситуации. Поэтому приоритетным направлением политики государства в сфере социального сиротства, развитии форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стал поиск наиболее эффективных способов их устройства, предполагающий получение полного объема знаний о векторах развития, механизмах функционирования и организационной структуре каждой из возможных моделей устройства детей-сирот в сопряжении с быстроизменяющимся социальным пространством и увеличением числа детей-сирот.

Статистические данные в сфере социального сиротства

В 2015 году численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сократилась на 20%: с 88,7 тыс. до 71,1 тыс. детей. Для сравнения, в 2014 году численность детей сократилась на 17,1%: со 107 тыс. до 88,7 тыс. детей. По состоянию на 1 апреля 2016 г. в государственном банке данных находились сведения о 68 тыс. детей, что на 4% детей меньше, чем в начале 2015 года. За 2015 год также улучшились показатели, характеризующие выявление детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику социального сиротства и устройство детей в замещающие семьи. По данным федерального статистического наблюдения РИК-103 в 2015 г. было выявлено 58168 детей, что меньше на 5,6% по сравнению с 2014 годом (в 2014 г. – 61 621 ребенок). Усыновлено и передано под опеку в семьи граждан 59 355 детей, что на 2% больше, чем выявлено в 2015 году.

Если сравнивать сведения о детях, которые не только были усыновлены, переданы под опеку, но и возвращены из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организации для детей-сирот), биологическим родителям или переданы под предварительную опеку, то в 2015 г. устроено в семьи 70 716 детей, что на 21,5% больше, чем выявлено в тот же период.

Отметим, что не достигли среднероссийского показателя результаты работы по данному направлению в Санкт-Петербурге (-17% детей в банке данных), Забайкальском крае и Челябинской области (-13%), Удмуртской Республике (-12%), Приморском крае (-11%), в Республике Башкортостан (-8%). Из этих субъектов превысили средний российский показатель по сокращению банка данных о детях Кемеровская область (-36% детей в банке данных), Иркутская область (-26%), Оренбургская область (-24%), Свердловская область (-20%)[1].

В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя основными причинами[2]:

1) кризис института семьи (увеличение возраста вступления в зарегистрированный брак, рост числа разводов, значительная распространенность незарегистрированных брачных отношений, снижение рождаемости);

2) критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствием эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма, наркомании и связанного с ними семейного насилия.

Сегодня в России более 152 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28,9 тысяч детей; 213 школ-интернатов для детей сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 25,1 тысяч детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.

Тем не менее, более 80% детей подпадают под категорию «социальное сиротство». Это означает, что дети становятся сиротами при живых родителях, лишенных родительских прав. Основной источник социального сиротства – неблагополучные семьи. В связи с этим необходима организация профилактической работы с семьями и детьми, которая предусматривает создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенка в его родной семье. Такая работа должна иметь комплексный характер и включать в себя социальную, психологическую и педагогическую реабилитацию семьи.

При невозможности сохранения семьи ребенок передается на попечение государства. В такой ситуации необходимо не допустить вторичное сиротство, когда от детей отказываются уже приемные родители. В этой связи в России реализуется проект «Школа приемных родителей». На сегодняшний день подготовка является обязательной для всех кандидатов в приемные родители. Целью школы приемных родителей является оказание психолого-педагогической и правовой помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка. В конце обучения гражданин получает Свидетельство государственного образца. Практически во всех случаях процент получивших свидетельства совпадает с процентом поданных заявлений на обучение. В перспективе следует установить срок действия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (сейчас оно имеет бессрочный характер). Основной формой семейного устройства по-прежнему остается безвозмездная опека (попечительство), осуществляемая преимущественно родственниками детей.

В связи с обострившейся полемикой по проблемам выявления детей-сирот, их содержания в институциональных учреждениях и устройства детей на семейные формы воспитания в 2012-2013 годах принимается ряд нормативных документов в этой сфере.

Размер пособия, установленный в Федеральном Законе № 81-ФЗ в 2006 году, составлял 8 000 рублей. На 1 февраля 2016 года его размер с учетом индексации составил 15 512,65 рублей. Кроме того, Федеральным законом от 02.07.2013 г. № 167-ФЗ введена норма, согласно которой в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка. На 1 февраля 2016 года размер пособия на таких детей с учетом индексации составляет 118 529, 25 рублей.

В соответствии с исполнением указов Президента Российской Федерации разработана новая типология организаций для детей-сирот (с наполняемостью не более 30 детей), в которую входят:

  • Центры временного пребывания для детей до 1 года.
  • Центры семейного устройства для детей дошкольного возраста.
  • Центры семейного устройства (из детдомов, домов-школ и школ-интернатов).
  • Центры для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями (сейчас – детские дома-интернаты, специальные коррекционные школы-интернаты).

С 9 по 12 октября 2016 г. в Сочи прошел Всероссийский форум приемных семей[3]. На форуме директором Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации Е.А. Сильяновым было заявлено, что в России более 30% детей-сирот из 61 тыс. – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Более половины из них – это дети, которые имеют братьев и сестер. А более 77% – это дети старше 10 лет. По оперативной информации, которую мы ежегодно собираем, за 8 месяцев текущего года было выявлено 38 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. При этом удалось устроить на воспитание в замещающие семьи под предварительную опеку, либо вернуть биологическим родителям – 52 тыс. детей. То есть положительная динамика, которая у нас появилась в течение 2013, 2014, 2015 годов сейчас сохраняется.

Формы семейного устройства

Развитие различных форм семейного устройства является залогом деинституционализации и нуждается в активной поддержке и стимулировании. В то же время необходимо сохранять разнообразие форм и соблюдать определенный баланс между ними. Предпосылкой эффективного функционирования системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать профессионально грамотное сопровождение всех замещающих семей, обязательное для приемных семей и основанное на заявительном принципе для семей опекунов и усыновителей. Представим характерные особенности российских форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые требуют дальнейшего развития.

  1. Патронатное воспитание

Патронатное воспитание – аналог широко практикуемого за рубежом помещения ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации в фостерную семью. Применение такой системы позволяет ребенку воспитываться в семье, а не в детском доме. В тех странах, где фостерные семьи получили широкое распространение, они практически вытеснили детские сиротские учреждения. Данная форма устройства ребенка применяется как в том случае, когда его юридический статус определен, так и непосредственно после изъятия из семьи, в процессе решения его дальнейшей судьбы и связанных с этим формальных юридических процедур.

Такая форма предполагает разделение ответственности между патронатным воспитателем и уполномоченной службой, что уже является неестественным для процесса воспитания ребенка, не может заменить полноценной жизни в семье. Но в мировой практике так вопрос и не ставится. Ребенок помещается в патронатную семью лишь для того, чтобы сразу после изъятия из тяжелых жизненных условий избежать необходимости направления его в приют или детский дом. Пока он находится в патронатной семье, органами, осуществляющими защиту его прав, решается его дальнейшая судьба. В относительно короткое время ребенок либо возвращается в свою биологическую семью, с которой в это время проводилась необходимая социальная, психологическая, правовая работа по изменению неблагополучной ситуации, либо направляется в семью постоянных опекунов. В любом случае, вскоре полномочия патронатного воспитателя прекращаются.

В России опыт патронатных семей сложился в иных условиях, при наличии разветвленной сети детских сиротских учреждений. Характерными в данном случае являются два обстоятельства. Во-первых, в патронатную семью ребенок практически всегда попадает после многих месяцев и даже лет, проведенных в государственном учреждении. Во-вторых, перспективы быть взятым под опеку у ребенка, живущего в патронатной семье, весьма условны. Поэтому из временной формы устройства в семью, характерной для опыта европейских стран, патронатное воспитание в России превращается для конкретного ребенка либо в окончательную перспективу и альтернативу пребывания в детском доме, либо, к сожалению, – в краткий и непродуктивный опыт. При этом надо учесть, что ребенок младшего возраста не различает патронатную семью от, например, приемной. Почему же, в таком случае, патронатные воспитатели в дальнейшем не используют такую форму, как опека или усыновление? Вероятнее всего причиной тому служит неуверенность в своих силах, боязнь остаться наедине с психологическими, педагогическими, правовыми и материальными проблемами, неготовность к установлению с ребенком душевных контактов, которые потом прервать будет не так просто, как в случае патронатного воспитания.

Патронатным воспитателем может быть совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с учреждением и органом опеки и попечительства о передаче ребенка на патронатное воспитание.

  1. Семейная воспитательная группа

Международная практика работы с детьми «группы риска» и их семьями показывает, что насильственное отторжение ребенка – мера крайняя и исключительная. Альтернативной формой жизнеустройства таких детей может стать семейная воспитательная группа, которая с помощью комплекса мер социального, медицинского, психолого-педагогического характера позволяет восстановить биологическую семью, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации.

Другое назначение семейной воспитательной группы состоит в выполнении своего рода переходного этапа при создании приемной семьи.  Семейная воспитательная группа – форма социальной реабилитации, которая предполагает временное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью воспитателя до решения вопроса об их дальнейшем устройстве в порядке, предусмотренном законодательством.

  1. Гостевой режим

Из опыта работы ряда детских домов видно, что воспитанники общаются с будущей приемной семьей в гостевом режиме во время каникул от полугода до года. После каждого посещения семьи и с ребенком, и с взрослыми проводятся беседы с психологом или социальным педагогом. С родителями обсуждаются возникшие трудности, намечаются пути их преодоления. С ребенком же проводится тестирование с целью выяснения влияния посещения семьи на его эмоциональное состояние. Без желания ребенка помещение его в семью в большинстве случаев не допускается. Детские дома семейного типа организуются на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не более десяти детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать 12 человек. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей в условиях семьи.

  1. Детские городки

Детский городок находится на границе между замещающей семейной заботой и заботой в детском учреждении. По своей организации он близок к детскому поселку, по воспитательной атмосфере похож скорее на так называемые квартирные детские дома. Городок образуют несколько (до 20) павильонов для «семейств» и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты. Воспитателями здесь являются всегда супруги, по крайней мере, один из которых должен иметь специальное педагогическое образование. Они заботятся, как правило, о 10-14 детях в возрасте от трех лет. Детей не передают воспитателям на личное попечение, как это бывает в случае семейных групп и детских поселков. За детей здесь отвечает учреждение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех «семейств» совместно – приготовление пищи, стирка белья, ведение домашнего хозяйства.

  1. Замещающая семья

Замещающая семья представляет собой новое семейное пространство, которое развивается по тем же законам, что и любая другая семья, выполняет те же функции. При этом выполнение ее основной функции – воспитание детей – специфично и зачастую не связано с функцией рождения детей. Замещающая семья берет на себя обязательства по воспитанию ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, не связанное с данной семьей. Ребенок, принятый в такую семью, изначально не является ее продолжением, а становится им в процессе развития семьи. Именно поэтому перед замещающими родителями встает ответственная и сложная задача - создать все необходимые условия для адаптации принятого ребенка. Все это возможно при правильной позиции замещающих родителей в отношения принятия ребенка в семью, формирующейся на основе их психологической и педагогической готовности и медико-социально-правовой информированности.

  1. Система детских деревень

Детские деревни семейного типа как форма воспитания детей-сирот в условиях, приближенных к семейным, обеспечивает детям-сиротам право жить и воспитываться в семье, позволяет предотвратить депривацию и социальную дезадаптацию, возникающую при длительном пребывании в интернатных учреждениях, обеспечивает им возможность сформировать привязанность и социально-психологические навыки, необходимые для создания собственной семьи и воспитания детей, предотвращая тем самым вторичное сиротство. Выполняя весь комплекс крестьянских работ, воспитанники деревни познают истинную цену и ценность труда, у них формируется позитивная мотивация к трудовой деятельности, осознание ее как жизненно важной доминанты и основного средства обеспечения достойной жизни. Детская деревня – не решение всего комплекса проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но для того контингента воспитанников, на который она рассчитана, это один из наиболее эффективных способов их подготовки к самостоятельной жизни.

В настоящее время наиболее распространенной и известной формой детской деревни являются SOS-деревни (Societas sociales – «социальное общество»). Необходимо отметить, что детская деревня семейного типа как одна из форм воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, в федеральном законодательстве нашей страны нигде не закреплена. Во всем мире в основе деятельности SOS-деревень лежат 4 принципа, сформулированных основателем детских деревень Германом Гмайнером[4].

В детские деревни (SOS) определяются дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, не имеющие родственников, которые могли бы им обеспечить их долгосрочную опеку в своей семье. Обычно принимаются дети младше десяти лет, детей старше определяют, если они поступают вместе со своими младшими родными братьями и сестрами. Дети с небольшими отклонениями в умственном или физическом развитии принимаются в том случае, если в детской деревне (SOS) есть возможность оказывать им необходимую помощь и поддержку. Для того, чтобы в детскую деревню (SOS) были приняты дети, проводится серьезная предварительная работа, и приоритет отдается тем, для кого воспитание в деревне принесет наибольшую пользу. В процесс принятия ребенка включены сотрудники детской деревни (директор, социальный педагог, психолог) и государственный социальный работник как равноправный партнер-консультант.

Роль некоммерческих организаций в профилактике социального сиротства, развитии форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов некоммерческие организации выступили первыми, кто создавал и апробировал на практике новые виды помощи детям и семьям: приюты, телефоны доверия, кризисные центры. Сегодня существенно изменилась роль некоммерческих организаций. Если раньше они выступали в роли выразителей общественного мнения и создателей отдельных инновационных услуг, то теперь они все больше включаются в практическую работу с широким кругом семей и детей. С формированием новых институтов финансовой поддержки открылись возможности НКО в данной сфере. Актуальным стал вопрос о создании механизмов равноправного участия некоммерческих организаций наряду с государственными и муниципальными учреждениями, в получении бюджетного финансирования на оказание социальных услуг.

Для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, НКО формируют широкий перечень форм социального партнерства: экономические – социальный заказ, государственные гранты, внеконкурсное бюджетное субсидирование деятельности НКО; информационные – создание системы взаимного информационного обеспечения; организационные – формирование при органах власти общественных советов широкого спектра действий: экспертных, информационных, координационных и т. п. В деятельности НКО выделяются следующие ключевые направления[5]

  1. Социально ориентированные НКО, общественные объединения с большим опытом работы видят «лакуны» в дорожных картах реализации стратегических направлений федеральных и региональных властей, работе организаций и предлагают свои услуги по их «закрытию».
  2. Представители НКО входят в общественные, экспертные и координационные советы, активно участвуют в обсуждении законопроектов и отслеживают практику их применения.
  3. Благотворительные фонды и НКО реализуют и финансируют за свой счет проекты, работающие на решение задач Нацстратегии. Благотворительные фонды «Ключ» и «Виктория», Благотворительный фонд социальных программ инвестиционной компании «Капиталъ» строят детские деревни и семейный городок для приемных семей, готовых принять на воспитание детей-сирот подросткового возраста, инвалидов, детей с ОВЗ, сиблингов.
  4. НКО разрабатывают и внедряют инновационные технологии и практики, которые впоследствии становятся общепризнанными, широко используются и отдельные из которых закрепляются законодательно. Известная сегодня в регионах социальная программа «Передышка», родившаяся в Санкт-Петербурге как пилотный проект АНО «Партнерство каждому ребенку», помогает детям с инвалидностью, давая родителям возможность получить помощь специально обученной профессиональной семьи, на время доверив ей заботу о ребенке.
  5. Некоммерческие организации активно изучают международный опыт, адаптируют и апробируют его. Ярким примером является проект «Маленькая мама», ориентированный на помощь несовершеннолетним матерям, прежде всего из числа выпускниц детских домов. 
  6. За последние несколько лет выросла роль социально ориентированных НКО в выработке и реализации социальной политики в субъектах Российской Федерации. 

Выводы и рекомендации

Анализ динамики реформирования системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также устройства детей-сирот показывает, что в процессе ее трансформации наметились следующие тенденции: гуманизация отношений в сфере помощи детей-сирот (трансформация мотивов: религиозные мотивы, регулирование имущественных отношений – забота о нуждах государства, пользе населения – замена родительской семьи для ребенка); трансформация ценностных ориентаций в сфере заботы о детях-сиротах (обеспечение физического выживания, прокормления, содержания ребенка – признание необходимости формирования навыков, способствующих более успешной адаптации сироты к самостоятельной жизни: трудовых, профессиональных, образовательных – целью современной социальной политики является реализация прав детей не только на полноценное физическое, духовное и нравственное развитие, но всесторонняя поддержка семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации); изменение социального состава контингента детей-сирот (увеличение категории социальных сирот – детей, являющихся сиротами при живых родителях, в том числе за счет постоянно возрастающей численности отказных детей); укрепление правовой защиты детства; смещение акцента в сторону семьи, что обусловлено расширением спектра моделей именно семейного устройства (приемной, патронатной), предпосылкой распространения которых послужило понятия «патроната»[6].  Анализируя вышеназванные тенденции, необходимо отметить что реализуемая в рамках указанного направления система мер должна обеспечить:

  • создание предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации условий для проживания, обучения, воспитания и реабилитации детей в организациях для детей-сирот;
  • комплексную безопасность, включая соблюдение санитарно-эпидемиологические требования, требования пожарной и антитеррористической безопасности;
  • разработку на межведомственной основе комплекса мер, направленных на профилактику самовольных уходов, совершения правонарушений, антиобщественных действий;
  • кадровое обеспечение;
  • социальное партнерство с негосударственными некоммерческими организациями;
  • систематизацию проверок деятельности по соблюдению прав воспитывающихся детей, а также профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений прав детей.

В числе мероприятий по профилактике социального сиротства, развитии форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматриваются:

  • со стороны органов опеки и попечительства:

- формирование единого банка данных о воспитанниках и потенциальных опекунах, желающих принять в свою семью ребенка;

- формирование единого банка о выпускниках государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семей опекунов (попечителей);

  • со стороны органов социальной защиты населения, министерства труда и занятости:

- разработка и внедрение инновационных технологий по постинтернатной адаптации и сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • со стороны муниципальных органов власти:

- создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;

- совершенствование мер по обеспечению сохранности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности (в том числе общей долевой) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

При этом до сих пор остаются нерешенными следующие вопросы:

  • обеспечения временного нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзором в организации для детей-сирот;
  • изменения санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот, чтобы они действительно были домашними; условий и сроков временного нахождения детей в организациях для детей-сирот, помещенных по заявлению законных представителей;
  • создания правовых, организационных, кадровых, методических условий в организациях для детей-сирот, необходимых для содержания, воспитания и образования детей, соответствующих их состоянию здоровья и потребностям;
  • реализации новых направлений деятельности организаций для детей-сирот.

В целях расширения возможностей социализации детей-сирот необходимо:

  • В процессе реструктуризации принимать решения в отношении каждой организации для детей-сирот необходимо индивидуально с учетом региональных особенностей;
  • реформировать детские дома и интернаты для таких детей, переориентировав их на содействие семейному устройству и постинтернатное сопровождение детей-сирот;
  • организовать и систематически проводить культурно-массовые мероприятия (посещение музеев, театра и т.п.), а также клубы по интересам (спортивные, интеллектуальные игры, прикладное искусство и др.);
  • распространить эффективные модели обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в субъектах РФ;
  • создать ценностно-мотивационную модель взаимодействия государственных органов и семьи при реализации форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Обеспечить модернизацию системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.


 

 

[1] Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения поручений Президента Российской Федерации и реализации законодательства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. № 6. июнь 2015 г. URL: Справочная правовая система Гарант. http://www.garant.ru (дата обращения 24.09.2016).

Авторы статьи: 

Аллагулов Артур Минехатович, д.п.н., доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС

Тенетко А.А., Гришмановский Д.Ю., Бобрик А.А., Новокшонова Н.А. Челябинский филиал РАНХиГС

Плотницкая М.Р., к.псих.н. ,доцент Петропавловского филиала РАНХиГС

Материал подготовлен: 2017 г. 

[2] Дети лишенные попечения семьи: социальное сиротство / под ред. В.Г. Бочаровой. М., 2012. С. 45.

[3] Организатор - Министерство образования и науки Российской Федерации под патронажем Ольги Голодец

[4] Семья Г.В., Телицина А.Ю. Роль некоммерческих организаций // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 168-181.

 

Комментарии