О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Комментарии · 1167 Просмотры

В последние годы разработан широкий комплекс мер, направленных на решение задачи опережающего развития Дальнего Востока.

Применение новаторских подходов к управлению развитием Дальнего Востока, таких как территории опережающего развития (ТОР), свободный порт, безвозмездное освоение земель «дальневосточного гектара», позитивно повлияло на экономику региона. За последние три года (с 2015 по  сентябрь 2017 г.) рост промышленного производства на Дальнем Востоке опередил средний рост по Российской Федерации, валовый региональный продукт вырос на 4,2%[1]

Работа по привлечению на Дальний Восток инвестиций будет продолжаться, но на первый план, как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, выходит задача по повышению уровня жизни людей. Главой государства обозначены 4 важнейших направления – приложения совместных усилий государства и местного самоуправления, бизнеса и общества:

  1. Создание эффективных стимулов для роста деловой предпринимательской активности на Дальнем Востоке, обеспечение комфортных условий для ведения бизнеса. 
  2. Формирование современной социальной инфраструктуры, в том числе строительство новых больниц, медицинских и культурных центров, детских садов, школ, благоустройство на основе запросов граждан, изменение облика городов и поселков.
  3. Эффективная молодежная политика, учитывающая текущие и перспективные задачи Дальнего Востока.
  4. Активная политика демографического развития Дальнего Востока, сформулированная в утвержденной до 2025 года концепции .

Первая территория опережающего развития была создана 25 июня 2015 года, а сегодня их уже 18[2]. Официально поданы потенциальными инвесторами твёрдые заявки на резидентство в этих ТОР – таких заявок 262 на сумму инвестиций 1,4 трлн рублей. С каждой заявкой идёт последовательная работа по конвертации её в конкретное соглашение с инвестором, в инвестиционный проект. Такого рода соглашений, которые подписала управляющая компания ТОР с инвесторами, 124 на 483 млрд рублей.

По состоянию на май 2017 г. запущены первые 17 предприятий в ТОР, вложено фактически 30 млрд рублей. Из бюджета на сегодняшний день фактически выделено более 4 млрд рублей на создание инфраструктуры. Таким образом, фактический мультипликатор вложенных бюджетных денег к вложенным частным инвестициям сегодня составляет 1 к 7 [25]. Реализация государственной политики по развитию Дальнего Востока включает следующие аспекты.

Во-первых, Правительством созданы институты развития – открытое акционерное общество со 100-процентным участием Российской Федерации в уставном капитале «Корпорация развития Дальнего Востока» и 2 автономных некоммерческих организации при Правительстве России – Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.

Во-вторых – формирование свободного порта Владивосток. Соответствующий закон вступил в силу 12 октября 2015 года. На июнь 2017 г. статус резидента приморских ТОСЭР получили 32 компании. Суммарный объем инвестиций по ним составляет около 208 млрд руб., планируется создание более 10 тыс. рабочих мест». Статус резидента Свободного порта Владивосток был присвоен 136 организациям только из Приморского края, а суммарный объем их инвестиций в экономику региона составил порядка 168 млрд руб. с перспективой создания более 22 тыс. рабочих мест[3].

В-третьих – государственная инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов. Правительство утвердило методику отбора инвестиционных проектов для их государственной инфраструктурной поддержки, а также правила предоставления субсидий из федерального бюджета. Данные инвестиционные проекты смогут создавать более 15 тысяч новых рабочих мест и приносить в бюджеты всех уровней за 10 лет свыше 205 млрд. рублей налогов и обязательных платежей [31].

В-четвертых – запуск работы Фонда развития Дальнего Востока. В 2015 году фондом проинвестировано 9,5 млрд. рублей и привлечено 64 млрд. рублей частных инвестиций [6, 31]. В декабре 2016 г. Правительство признало приоритетными для финансирования из средств ФРДВ еще три проекта общей стоимостью 53,5 млрд рублей, из которых инвестиции Фонда составят 8,7 млрд рублей.По состоянию на 2017 г. Правительством одобрено к финансированию из средств Фонда развития Дальнего Востока 14 инвестиционных проектов в ДФО и Байкальском регионе. Суммарный объем инвестиций составил 205,4 млрд. руб.[4]

В-пятых, реализация программы дальневосточного гектара. Согласно ФЗ о «дальневосточном гектаре», любой гражданин Российской Федерации может приобрести земельные участки на территории Дальневосточного федерального округа, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. В собственность участок переходит только на шестой год после аренды или покупки, в течении пяти лет участок находится в безвозмездном пользовании участников проекта.

В-шестых – В 2015 году заработал новый механизм приоритизации самых разных государственных программ в интересах ускоренного развития Дальнего Востока. Председатель Правительства утвердил перечень из 27 государственных программ, в которых должен быть сформирован специальный раздел по развитию Дальнего Востока, свои целевые индикаторы по развитию Дальнего Востока, соответствующие мероприятия и финансирование.

В-седьмых, во Владивостоке запущен Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий. Главными инвесторами проекта стали ООО «УК «Роснано», АО «Российская венчурная компания» и Фонд развития Дальнего Востока. Новый инвестиционный фонд будет предоставлять заемное финансирование дальневосточным компаниям, развивающим перспективные технологии, финансировать проекты, связанные с трансфером технологий из-за рубежа, расширением и модернизацией производства технологичной продукции. В настоящее время в целевую аудиторию фонда входят порядка 30 компаний. Общий объем фонда на первом этапе составит до 4,9 млрд рублей. Около 70% в равных долях инвестируют ФРДВ и РОСНАНО, 30% в фонд внесет РВК. Фонд будет организован в форме инвестиционного товарищества, при этом РОСНАНО выступит в качестве управляющего партнера (GP)[5].

Помимо положительных моментов развития государственной политики, необходимо отметить ряд недостатков, оказывающих негативное влияние на результативность Госпрограммы в целом:

1) Региональные инвестиционные проекты (РИП). Основной льготой для РИП является пониженная ставка налога на прибыль организаций, а также пониженная ставка по НДПИ.Основными причинами незаинтересованности инвесторов статусом РИП являются:

  • Ограничение по видам деятельности.
  • Недостаточная мотивация инвесторов.

2) ТОСЭР. В отличие от РИП резиденты ТОСЭР имеют широкий перечень льгот – помимо льготы по налогу на прибыль и имущество организаций (ставки по данным налогам устанавливаются законами субъектов РФ) резиденты могут рассчитывать на уплату социальных платежей по сниженной ставке, упрощенный порядок привлечения иностранной рабочей силы, ускоренный порядок возмещения НДС, установление на территории ТОСЭР режима свободной таможенной зоны, на обеспечение земельных участков необходимой инфраструктурой за счёт средств федерального бюджета и ряд административных преференций.

Существенными недостатками 473-ФЗ являются ограничение деятельности резидента границами ТОСЭР, невозможность участия резидента в работе управляющей компании, необходимость принятия нормативно-правовых актов на уровне субъекта РФ об установлении ставок по налогам на прибыль и имущество организаций, бюрократическая сложная практика применения режима «свободной таможенной зоны».

На сегодняшний день при значительном количестве созданных на Дальнем Востоке ТОСЭР и больших объемах первоначально заявленных инвестиций (2,6 трлн руб), лишь часть инвесторов приступили к практической реализации проектов, значительная часть проектов находится в стадии предпроектной проработки, либо инвесторы не могут подтвердить наличие финансовых средств на реализацию проектов.

Также следует отметить еще ряд недостатков действующей редакции 473-ФЗ, а именно:

  • необходимость принятия дополнительного нормативно-правового акта на уровне субъекта РФ, устанавливающего размер ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Кроме того, для инвесторов возникает риск отмены, либо изменения в худшую для них сторону законодательства субъектов ДВФО, регулирующего размер налоговой ставки;

- не в полной мере учитываются интересы инвесторов, реализующих масштабные инвестпроекты с длительными сроками строительства.

  • не учитывается возможность поэтапного ввода предприятия в эксплуатацию, с последующим увеличением мощности производства.

3) Трудовые ресурсы. Традиционно, наиболее мобильной группой населения считается молодежь, поэтому акценты Госпрограммы в контексте прекращения оттока и  увеличения численности населения Дальнего Востока следует сделать на удержании и привлечении  молодежи. Наиболее эффективными способами мотивации молодежи являются создание квалифицированных рабочих мест и обеспечение молодых специалистов жильем, в том числе с применением механизмов субсидирования части процентов по ипотеке. Однако такая практика сейчас имеется только в сельской местности[6].

Принятый 1 мая 2016 года 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков на территории Дальнего Востока» не способен принципиально изменить ситуацию с переселением граждан России на Дальний Восток, однако может оказать положительное влияние на снижение оттока коренного населения, а также может привлечь внимание соотечественников к Дальнему Востоку. Согласно данным опроса ВЦИОМ, проведенного в конце 2016 года, получение «Дальневосточного гектара» является привлекательным (рассматривают возможность получения) для 6 % всех опрошенных россиян и 11 % для всех опрошенных дальневосточников[7]. Всего заявлений подано -107 739, из них заключено договоров – 30 815 (30%), принято решений о выдаче – 7 731 (7,5%), на рассмотрении – 7 653 (7.5%).

В сложившейся ситуации дефицита кадров на рынке труда  Дальнего Востока, особенно актуальным для инвесторов становится вопрос привлечения иностранной рабочей силы. 

На практике процедура оформления рабочих виз для иностранных граждан занимает у инвестора до полугода и приводит к дополнительным затратам, оказывает негативное влияние на ход и сроки реализации инвестиционных проектов. Возможным решением проблемы могло бы стать упрощение процедуры выдачи туристических виз иностранным гражданам[8] Данная  мера также окажет существенное  благотворное влияние  на развитие въездного туризма в макрорегионе.

4) Существуют также проблемы и самой реализации программы Дальневосточного гектара:

4.1 Диспропорция в региональных предпочтениях потенциальных переселенцев

Даже потенциальные получатели дальневосточного гектара, располагающие информацией о положении вещей в регионе, предпочитают рассматривать в качестве места возможного переселения южные территории. Чукотский автономный округ и Магаданская область, напротив, выступают в данном случае в роли аутсайдеров: желающих переселится на их территорию заметно меньше.

4.2. Помимо стремления государственных институтов к обозначению и достижению макроэкономических целевых показателей в развитии экономики макрорегиона, следует отметить, что в то же время не уделяется внимание к микроэкономическому уровню планирования, к экономике домохозяйств, семей.

Можно выделить несколько факторов, прямо влияющих на стоимость и качество жизни дальневосточников. Сделаем это на материалах Магаданской области, учитывая его, «серединное» положение. Так как в части территорий макрорегиона (Чукотка, Север Якутии, Север Камчатки) положение дел несколько сложнее, а в более южных районах (Хабаровский и Приморский края, Амурская область, Еврейская АО, отчасти Сахалин) – несколько легче.

2.1. В Постановлении Совета Федерации «О мерах по созданию условий для опережающего развития Дальнего Востока» от 27 января 2016 года № 15-СФ Правительству Российской Федерации было рекомендовано в частности «рассмотреть возможность использования дополнительных механизмов развития регионов ДФО, в том числе за счет выравнивания стоимости автомобильного топлива в регионах ДФО до его стоимости в центральных районах Российской Федерации;...». В течение только октября 2017 года стоимость автомобильного топлива (а значит и жизни людей) выросла в Магадане на 5 рублей в течение октября и составила на 27 октября:

- бензин АИ-92 от 48,40 руб./л до 49,80 руб./л, 

- бензин АИ-95 – от 50,20 руб./л до 51,30 руб./л;

- дизельное топливо (летнее) – от 46,40 руб./л до 49,50 руб./л;

- дизельное топливо (зимнее) – 48,10 руб./л;

В отдельных населенных пунктах Магаданской области также произошло увеличение цен на топливо, что связано с поступлением новых партий нефтепродуктов по более высоким закупочным ценам[9]. В Якутске цена топлива уверенно перевалила отметку 50 руб. за литр любого топлива, в якутской глубинке топливо стоит много дороже. Цена за 1 литр АИ-95 в Москве варьируется от 39.6 до 42.4 рублей (на 05.12.2017)[10]

2.2. В том же Постановлении Совета Федерации от 27 января 2016 года Правительству Российской Федерации было рекомендовано «рассмотреть вопросы о дополнительных мерах по снижению стоимости авиационных перевозок в регионах ДФО, а также о разработке механизма компенсации за счет средств федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа работников к месту использования отпуска и обратно».

С того времени вопросы стоимости авиаперевозок не только сохранили свою актуальность, но еще более обострились. В Магаданской области уже в начале лета 2017 года, в начале пикового сезона авиаперевозок, прекратилась продажа субсидированных авиабилетов. «Авиакомпания «Аэрофлот» использовала так называемые «плоский тариф» 22 тыс. руб. (Магадан-Москва-Магадан), но это всего один рейс в неделю. При этом уже с апреля билетов по «плоским тарифам» на период май–сентябрь в кассах уже не было, за исключением билетов бизнес-класса (132-142 тыс. руб. полет Магадан-Москва-Магадан).

Вообще же средняя стоимость авиаперелета в экономическом классе по такому «круговому маршруту» в июне 2017 года достигла на магаданском направлении исторического максимума в 59 тыс. руб. Минимальной оказалась стоимость «кругового» перелета у авиакомпании «ВИМ-Авиа» – 49 тыс. руб. Вполне понятно, что такая ценовая политика авиакомпаний в летний период направлена на максимальное получение прибыли. 

Малый и средний бизнес Магаданской области и Дальнего Востока в целом по-прежнему продолжает оплачивать государственные гарантии по компенсации проезда в отпуск своим работникам, все более теряя конкурентоспособность в сравнении центральными районами страны.

2.3. 26 апреля 2017 года Совет Федерации принял Постановление № 124-СФ «Об основных вопросах развития топливно-энергетического комплекса на современном этапе. Особенности региональной энергетической политики». В рекомендации Правительству России Палата регионов включила пункт, который предусматривает: «предусмотреть в рамках реализации поэтапного снижения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, меры по выравниванию тарифов на электроэнергию со среднероссийской ценой мощности для всех категорий потребителей». То есть стоимость энерготарифа для физических лиц на Дальнем Востоке также должна быть приведена к среднероссийскому размеру этого показателя, как это было сделано для юридических лиц. Мы сегодня располагаем данными о том, что такая работа не стоит даже в плане федеральных ведомств. Между тем, физические лица в Магаданской области платят в настоящее время 4,83 руб./кВт., а лица юридические – 4,0 руб./кВт.

Понимая чрезмерную, как может показаться, детализированность данных, приведенных в пунктах 2.1. – 2.3., позволим себе утверждать, что они являются отражением фактической стоимостной нагрузки на бюджеты домохозяйств, прямо влияющей на качество жизни людей[11]. Это обстоятельство никак не способствует закреплению населения на многих дальневосточных территориях, а напротив, – постоянно актуализирует «западный миграционный дрейф».

4.3. Несовершенство кадастрового учета при оформлении «гектара»

Существующая модель подачи заявки на получение «дальневосточного гектара» характеризуется наличием целого ряда недостатков. Кадастровые карты отличает неточность, имели место случаи, когда свободные гектары отображались как уже оформленные. Кроме того, были выявлены случаи несоответствия границ гектара в информационной системе и региональном кадастре[12]. Имеют место и случаи, когда в границы гектаров включают территорию мест общего пользования. Последнее связано с тем, что муниципальные власти зачастую халатно относятся к задаче предоставления соответствующей информации в ФИС[13].

4.4. Недостаточность базового надела для ведения бизнеса

Как отмечает директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Н. Шагайда, одного дальневосточного гектара для создания хотя бы малого предприятия явно недостаточно (при том, что заниматься сельским хозяйством и прочими видами предпринимательства планируют заниматься около 32% переселенцев)[14]. Некоторые переселенцы рассчитывают решить данную проблему за счет оформления дополнительных участков на членов семьи или подачи коллективных заявок. Однако даже эти схемы не всегда гарантируют гражданам получения смежных участков, пригодных к тому же для ведения выбранного вида экономической деятельности. Часто потенциальным бизнесменам предлагаются лишь участки, расположенные в неблагоприятных для ведения бизнеса местах – на окраинах населенных пунктов, вблизи кладбищ и т.д.[15] 

4.5. Ограниченный охват переселенцев программами поддержки

За первые 7 месяцев мерами государственной поддержки, предоставляемыми участникам программы «Дальневосточный гектар», воспользовалось менее 1 тыс. переселенцев. Этот показатель явно не соответствует масштабам развертываемой программы: на указанный период в пользование было передано более 26 тыс. участков, а треть их держателей планировала начать свое дело.

4.6. Значительный ведомственный фонд земель

Существенная часть земель, которые могли бы использоваться в рамках программы «Дальневосточный гектар», принадлежат Минобороны, либо Гослесофонду. При этом данные угодья зачастую в принципе не используются каким-либо образом[17].

5) Освоение минерально-сырьевого потенциала. Несмотря на огромные запасы полезных ископаемых на Дальнем Востоке, освоение новых месторождений идёт невысокими темпами.

К сожалению, в золотодобыче ушли в прошлое централизованные геолого-поисковые и геолого-разведочные работы, осуществлявшиеся за счет федерального бюджета и позволявшие ежегодно наращивать балансовые запасы золота. Жизненно необходимо сегодня для дальнейшего развития золотодобывающей отрасли восстановление федерального планирования, федерального финансирования и проведения крупными федеральными учреждениями геолого-поисковых и геолого-разведочных работ практически по всей территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Отдельного рассмотрения требуют проблемы эксплуатации так называемых «техногенных» россыпей. Поскольку предварительная разведка и оконтурирование таких техногенных месторождений, в принципе, невозможны, то их разработка ведется методом РЭП – разведочно-эксплуатационных полигонов. В этом случае разведка идет одновременно с эксплуатацией россыпных запасов.

Для повышения интенсивности инвестиционной деятельности в золотодобывающей отрасли необходимо создать комфортные условия для инвесторов, снизить инвестиционные риски, повысить рентабельность проектов. Возможным вариантом решения стало бы внесение изменений в Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 марта 2005 г. № 61 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)», с предусмотрением  возможности выдачи лицензий по заявочному принципу с категорией запасов Р1 для инвесторов, реализующих проекты на Дальнем Востоке.

Положительное  влияние на отрасль окажет и предусмотрение возможности внесения лицензиатом аукционного платежа за лицензию на право пользования месторождениями с запасами Р1-Р3 в рассрочку. Предоставление рассрочки по аукционному платежу позволит инвестору направить высвобожденные средства в геологоразведку.

Также, дополнительным стимулом для реализации крупных ивестиционных проектов в данной отрасли может стать упрощение требований для получения лицензий на разработку стратегических месторождений сырья. 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Считаем, что для достижения целевых показателей Госпрограммы «Развитие Дальнего Востока» необходимо разработать и принять ряд дополнительных административных мер, а именно:

1) РИП

С целью изменения ситуации с низкой заинтересованностью инвесторов в получении статуса РИП необходимо:

А) рассмотреть возможность обнуления таможенных пошлин для оборудования, ввозимого на территорию РФ и эксплуатируемого в рамках РИП;

Б) рассмотреть возможность субсидирования части процентной ставки по лизинговым платежам в отношении оборудования, используемого в РИП за счет бюджетных средств;

В) внести изменения в НК РФ гл.25,

 -  добавить к разрешенным видом деятельности категорию «услуги», при этом дифференцировать ее;

  - установить льготу по налогу на имущество организаций в течение первых 10 лет с момента запуска предприятия в размере 0%.

2) ТОСЭР

С целью повышения эффективности функционирования ТОСЭР предлагаем проработать нижеследующие изменения в действующую редакцию 473-ФЗ и НК РФ:

А) внести изменения в части отзыва полномочий субъектов РФ по утверждению базовых налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, действующих в отношении резидентов ТОСЭР, утвердить ставки на федеральном уровне;

Б) усилить меры государственной поддержки для инвесторов, реализующих масштабные инвестиционные проекты с длительными сроками строительства и окупаемости; увеличить срок действия налоговых льгот и др.;

В) предусмотреть дополнительные льготные налоговые  условия в отношении предприятий, поочередно вводящих мощности предприятия.

3) Трудовые ресурсы

С целью обеспечения инвестиционных проектов трудовыми ресурсами предлагаем:

А) внести изменения в законодательство, регламентирующее обязательный перечень документов для получения разрешения на работу ИРС в части предоставления медицинской справки по аналогии с сертификатами  на знание русского языка;

Б) сократить нормативные сроки оказания государственных услуг по оформлению разрешения на работу ИРС.

В)  рассмотреть возможность отмены туристических виз для иностранных граждан сроком до 30 дней при посещении ДВФО;

Г)  рассмотреть возможность перераспределения финансовых средств Госпрограммы на субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам;

Д) рассмотреть возможность создания современной системы подготовки производственных кадров на базе дальневосточных высших учебных заведений;

4) Освоение минерально-сырьевого потенциала

С целью повышения инвестиционной привлекательности в секторе добычи и переработки полезных ископаемых предлагаем:

А) рассмотреть возможность внесения изменений в Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 марта 2005 г. № 61 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)», предусмотрев в нем возможность получения в заявительном порядке лицензий на добычу полезных ископаемых на территории Дальнего Востока, повысив категорию запасов с Р1 до Р3;

Б) разработать механизм внесения инвестором аукционного платежа за лицензию на право пользования месторождениями с запасами Р1-Р3 в рассрочку, при условии направления инвестором высвобожденных средств в геологоразведку;

В) рассмотреть возможность упрощения процедуры оформления лицензий на стратегические месторождения полезных ископаемых;

Г) создать единый государственный инвестиционный портал, информирующий о разведанных запасах полезных ископаемых;

Д) рассмотреть возможность субсидирования части процентов по лизинговым платежам за счет бюджетных средств. 

5) Дальневосточный гектар

А) Реализация программы «Дальневосточный гектар» должна быть привязана к экономическим программам развития территории региона и вписанным в нее проектам подготовки и переподготовки кадров из числа местных жителей.

Б) Жители территорий, сопредельных с незанятыми «дальневосточными гектарами» или вновь выделяемыми под их создание территориями, должны быть в обязательном порядке извещены о планах реализации программы за 6 месяцев до начала регистрации претендентов на обозначенные участки.

В) Расширить зону охвата программы и ее привлекательность может ревизия ведомственных земель. Госструктуры, за которыми закреплены потенциально пригодные участки, в течение 1 года могут провести учет используемых либо необходимых по значимым причинам земель. Участки, не подпадающие под обозначенные категории, следует изъять из ведомственного пользования и охватить действием программы дальневосточный гектар.

Г) Удержанию переселенцев на новом месте должно способствовать введение льгот (например, снижение размера налогов для бизнеса) для участников программы, проживших на территории Дальнего Востока более 2-х лет. При этом получатели помощи должны лишаться приобретенных выгод, если сменят фактическое местопребывания (либо место работы), выехав за пределы территории, охваченной программой, в течение последующих 2-х лет.

Д) Внутри участков, выделенных под программу «Дальневосточный гектар», можно выделить квоту приблизительно в 30% земель, изначально предназначенных для ведения определенных видов бизнеса. Расположение этих участков должно соответствовать ряду требований (качество почв, близость к рынкам сбыта, наличие определенной инфраструктуры и пр.). Регистрировать данные участки предлагается лишь при условии согласия в течение не менее 2-х лет заниматься соответствующим видом предпринимательской деятельности.

Е) Вовлечению переселенцев в программы господдержки должно способствовать создание программ популяризации соответствующих проектов при поддержке электронных СМИ и региональных структур таких организаций, как «Деловая Россия», «Опора России» и пр.

 

Авторы статьи: 

Темешова Н.В., к.г.н., доцент кафедры экономических и социально-гуманитарных наук Петропавловского филиала РАНХиГС

Орлов В.А., представитель аппарата управления генерального директора ООО «Сибур»

Исаев А., Зам.руководителя Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН, Ученый секретарь по связям с общественностью и СМИ ИДВ РАН

Широков А.И.,  Член СФ ФС РФ, д.и.н., профессор

Пономарев Н.А., к.и.н., эксперт Центра прикладных исследований и программ, методист научно-методического отдела Музея Победы

Мотрич Е.Л., д.э.н., главный научный сотрудник Институт экономических исследований ДВО РАН, г. Хабаровск

Материал подготовлен: 2017 г. 

[1] https://regnum.ru/news/2318554.html, Такую цифру на площадке третьего Восточного экономического форума во Владивостоке 7 сентября 2017 г. озвучил сегодня, Президент РФ Владимир Путин,

[2] https://minvr.ru/activity/territorii-operezhayushchego-razvitiya/

[3] http://club-rf.ru/25/detail/2052

[4] http://www.fondvostok.ru/projects/

[5] http://www.rusnano.com/about/press-centre/news/20170906-rosnano-frdv-rvk-sozdali-fond-podderzhki-vysokotekhnologichnykh-proektov-na-dalnem-vostoke

[6] http://posobie-help.ru/subsidii/obrazovanie/molodoj-specialist-na-sele.html

[7] https://minvr.ru/activity/razvitie-msp-i-konkurentsii/dalnevostochnyy-gektar/

[8] https://minvr.ru/press-center/news/6857/

Комментарии