«ΘΡΦΣЙ & ЭΒΡИΔИΚΑ» на новый лад

Весной 2018 года музыкант Noize MC (он же Иван Алексеев) выпустил новый альбом под названием «Хипхопера: Орфей и Эвридика». Или же 30 треков необычного дуэта античных

 

Иван Александрович Алексеев – российский рэпер, известный под псевдонимом Noize MC, автор семи студийных сольных альбомов, четырех синглов.

В 2001 году Алексеев оканчивает музыкальную школу и становится участником белгородского хип-хоп коллектива V.I.P. вместе с другом Аркадием. Для творчества юноши берут псевдонимы: Ивана начинают узнавать под именем Noize MC, одноклассник выбирает себе ник Adik 228. В течение года молодые люди создают рэп-дуэт Face2Face, в составе которого выступают на различных площадках области, а также выезжают в страны ближнего зарубежья.

В начале 2000-х рэпер выступает сольно на хип-хоп фестивалях, конкурсах и фристайл-баттлах, где часто становится победителем. Весной 2005 года круг поклонников Noize MC расширяется после его победы над МС Молодым в уличном баттле Snickers Guru Klan. В 2007 году музыкант подписывает контракт с RespectProduction и российским подразделением Universal MusicGroup, что расценивается поклонниками российского рэпа как беспрецедентное событие. В этом же году Алексеев становится победителем крупного интернет-баттларусскоязычных рэперов. Песня «За закрытой дверью» вошла в первую десятку рейтинга «100 лучших песен MTV-2007».

В конце мая 2008 года Иван Алексеев объявил о расторжении контракта с Universal Music. На соответствующей пресс-конференции представитель менеджмента музыканта Григорий Зорин пояснил: «Хороший артист должен быть независимым от крупных лейблов, и Ваня за очень короткое время прошёл путь от самого молодого нового артиста до артиста, который может напрямую работать с дистрибуцией, минуя все лейблы».

Дебютный альбом Noize MC под названием «The GreatestHits vol. 1» был выпущен на лейбле «Мистерия звука» и поступил в продажу 17 июня 2008 года. И по сегодняшний день молодо репер не останавливается: на его счету уже более 10 альомов, последний из которых («Хипхопера: Орфей и Эвридика») вышел в мае 2018 года.

Идея создания альбома родилась в 2016 году, когда хипхопера была ещё театральной постановкой. Все началось с одноимённой советской рок-оперы, но практически весь материал был создан с нуля. В июле на московской площадке Tesla4000 состоялся первый и единственный показ хипхоперы «Орфей и Эвридика» авторства Noize MC в постановке Юрия Квятковского (одного из авторов первой российской хипхоперы «Копы в огне»). Подготовка постановки заняла всего пять месяцев, а после спектакля у Ивана «Noize MC» Алексеева, естественно, возникла мысль увековечить «Орфея» в аудиоверсии.

Первоначально он планировал аккуратно перенести спектакль на плёнку, но быстро понял, что «многие важные моменты хипхоперы, отлично работавшие в сценическом контексте, будучи обрамлёнными актёрской игрой, диалогами и визуальными эффектами, оставаясь наедине со слушателем без всего этого арсенала выразительных средств, переставали решать возложенные на них драматургические задачи»(прим.- цитата Ивана из интервью «Медузы». Далее – Нойз). Музыкант же хотел «получить на выходе настоящий аудиофильм - музыкальное кино, которое можно посмотреть с закрытыми глазами»(Нойз). Компромиссы в виде прозаических диалогов и прочих сюжетных «костылей» его не устраивали и он «решил во что бы то ни стало довести дело до ума. Пришлось многое выкинуть, переделать, сочинить с нуля, дописать, для некоторых ролей пригласить других артистов - всё это были очень нелёгкие решения, но сейчас я могу с уверенностью сказать, что принял их не зря»(Нойз).

В течение двух лет велась кропотливая работа над студийной версией. На это время Noize MC почти выпал из «внешней» музыкальной жизни. Иван делал весьма рискованный шаг – быть в стороне от шоу-бизнеса ради хипхоперы. Таким образом, он поставил все на успех альбома. Но никто не был уверен в том, что результат окажется как минимум равен затраченным усилиям. Какая-то хипхопера, про каких-то древнегреческих персонажей - получится ли из этого что-нибудь действительно крутое? «Только зрители могут выбрать победителя» - подходящая фраза из альбома для ответа на этот вопрос. И, как «зритель», я говорю, что это стоит вашего внимания.

Открывает альбом трек под названием «Голос струны», который Noize MC назвал «манифестом, озвучивающим основные принципы главного героя, его мотивы и моральные установки». Здесь начинается история главного героя «Орфея и Эвридики» - уличного музыканта, который ждёт от судьбы «аттракцион несметных щедрот» благодаря своему таланту. Богатство для Орфея – возможность кошельком отгородить себя и семью от любых бед. Однако он не готов уподобляться купцам и рыночным жуликам в погоне за наживой, а остаётся верен своим высоким моральным принципам.

Одновременно с этим Орфея терзают сомнения — это важно иметь в виду для понимания дальнейшего сюжета хипхоперы. Он размышляет: стоит ли продолжать свой путь и получится ли добиться успеха («увидеть свет в конце тоннеля»)? Или всё тщетно и, несмотря на свой богатый творческий внутренний мир, Орфей так и останется уличным оборванцем («будет расти духовно, пока низкий потолок не раздавит»)?

В итоге, Орфей отбрасывает сомнения прочь и продолжает верить в себя.

В последующих треках мы знакомимся с его возлюбленной Эвридикой, с которой Орфея не известно связывает ли что-то, кроме бушующей страсти. Так же мы узнаём о ежегодном хип-хоп баттле, победа в котором принесёт всемирную известность и богатство.

Решив рискнуть, Орфей принимает в нем учатие и весьма удачно – в конце баттла он подписывает контракт с популярным лейблом «Underground Records». Но на какие подводные камни впереди наткнётся Орфей, знал только его продюсер Аид.

Вопреки уже привычным традициям современного рэпа, во всей хипхопере отсутствует ненормативная лексика.

«Это не было связано ни с какой самоцензурой. Так вышло, что вся опера получилась без ненормативной лексики.

Вспомните сцену баттла. Она очень сложная — нужно сделать острым баттл с выдуманными персонажами, при этом не используя ненормативную лексику. Это как подковать блоху немножко.

Я решил, что было бы круто и эти сцены сделать так. Такой челлендж.» - комментирует Нойз.

Надо отметить, что Ивану удалось добиться редкой для аудиомюзиклов внятности сюжета. Древнегреческие реалии довольно естественно переплетаются с современными: талантливый рэпер Орфей участвует в рэп-баттле, где побеждает очень сильных соперников, после чего получает выгодный, как ему кажется, контракт. Обратной стороной успеха становятся диктат продюсеров и трагедия с Эвридикой: чтобы спасти любимую, он отказывается от карьеры. Noize MC здесь бывает очень циничным и беспощадным в своих наблюдениях, а бывает и до слёз проникновенным.

Удачно подобраны исполнители: Орфеем выступил сам Иван, Эвридикой - Лейла Магомедова, Спартаком - ST, Нарциссом - Тимур Родригез, а особенно хороши MaestroA-Sid в роли Харона и Лариса Кокоева в образе Немезиды Пафос. Последняя изображает ведущую телепередачи «Фанфары Эллады» – самой популярной в стране программы о новостях шоу-бизнеса: нетрудно догадаться, что её персонаж стал главным объектом сатирических издевательств Нойза.

Правильно расставив и явно полюбив своих героев, NoizeMC снабдил каждого великолепным текстом, зримо наслаждаясь возможностью творить от лиц разных персонажей. «Эй! Не твое ли имя на табличке? Орфей? А это правда имя или кличка? Окей! Звучит, конечно, необычно Мама, что ли, историчка? Ладно, Орфей, так Орфей, да хоть Люцифер. А мое имя – Харон, мое дело - трансфер». Подобные маленькие шедевры в обилии встречаются в хипхопере, но когда надо, Иван легко переключается с ёрничанья на трагедийность.

Все эти факторы в совокупности делают альбом оригинальным и дают преимущество над подобным по концепты альбомом Оксимирона «Горгород».

Комментарии