За эти годы я не смогла выбрать лучшего спектакля – мне памятны все. Каждый раз глубокое погружение и полная перезагрузка. И всегда один и тот же вопрос: Как? К

Если зритель повстречал в жизни СВОЙ ТЕАТР – это удача! Совсем не обязательно он должен быть огромным или шикарным, с бархатным партером или поворотным кругом под сценой. Можно побывать во многих театрах, прожить целую жизнь и не знать, что такое СВОЙ ТЕАТР.

Мне повезло: у меня такая встреча случилась в 1998 году, когда я в Кирове впервые попала в театр «Гротеск» на спектакль «Свои люди сочтемся» по Островскому. Тогда коллектив еще работал в Доме культуры «Шинник»…С каким недоумением ожидала я начала представления в каком-то крохотном зальчике, где-то на задворках учреждения. Но это недоумение было разрушено раз и навсегда, как только началось действие.

И вот уже больше двадцати лет (последние пять на удалёнке) в числе верных постоянных зрителей я с нетерпением жду каждой весной премьеру. Потом обязательно смотрю разные составы, и не устаю благодарить судьбу за знакомство с театром режиссера Галины Анатольевны Яссиевич.

 За эти годы я не смогла выбрать лучшего спектакля – мне памятны все. Каждый раз глубокое погружение и полная перезагрузка. И всегда один и тот же вопрос: Как? Как в этом маленьком помещении, где минимум квадратных метров и декораций, а на сцене играет народный коллектив, в котором нет профессиональных актеров, случается такая магия, такое попадание в «десятку»?

Попробую сформулировать собственный ответ на этот вопрос.

 Мне кажется, что в этом Театре, которому в 2021 году исполнится 50 лет, в большую реку талантливого режиссера впадают творческие потоки людей, бесконечно увлеченных театральным процессом, неравнодушных к сцене, как актеров, так и зрителей. Здесь особое - трепетное отношение к каждому Зрителю. Здесь очень камерная сцена, налагающая на артистов и зрителей одинаково большую ответственность за происходящее. Здесь вдумчивый (глубококопательный я бы сказала) подбор произведений режиссером и скрупулезная проработка музыкальной и декорационно-бутафорской картин спектакля. Здесь каждый актер и каждый зритель – главный!

В общем, «Гротеск» - это талантливое содружество режиссера с актёрами и зрителями, для которых театр становится стилем жизни, где каждый спектакль в равных долях философичен и современен.

 

18 сентября 2020, в один из дней моего короткого кировского отпуска, в «Гротеске» давали спектакль «А.П. Чехов. Комедии». Я не преминула воспользоваться такой удачей.

 Для всех ценителей СЛОВА тексты Чехова, 160-ю годовщину со дня рождения которого отмечали в этом году – это песня, они лаконичны и глубоки одновременно. И даже пьесы-шутки, «нелепицы», которые писатель создавал, чтобы заработать, это произведения созданные классиком, где каждое слово наполнено смыслом, эмоциями, движением. Фразы Чехова кристально гармоничны. А уже успех сценического воплощения зависит от того, как режиссер расшифрует, актер сыграет эти самые смыслы-подтексты.

Режиссёру и актёрам «Гротеска» Чехов открылся, и они щедро поделились своими открытиями со зрителем. В канву спектакля легли три популярные одноактовые чеховские шутки - «Предложение» и «Медведь» (1888); «Юбилей»(1891), написанный на основе рассказа «Беззащитное существо».

 Одной из находок режиссера было введение в спектакль сквозного исполнителя. Вячеслав Метлев мастерски исполняет Ивана Васильевича Ломова в «Предложении», Григория Степановича Смирнова в «Медведе» и Андрея Андреевича Шипучина в «Юбилее». Неуравновешенный и потрепанный жизнью Ломов, нахрапистый и легко воспламеняющийся по части женщин Смирнов, подкаблучник Шипучин – актер создает, казалось бы, разную публику. Но эти образы легко соединяются в один собирательный,  ярко демонстрирующий зрителю острую чеховскую сатиру.

 Очень профессионально и гротескно в спектакле нарисованы женские образы. Жеманную на людях и вполне себе живую наедине с собой вдову Елену Ивановну («Медведь») и восторженно-глуповатую жену Шипучина («Юбилей») очень реалистично сыграла Екатерина Капустина. Её героини – олицетворение женской взбалмошности и зависимости от общественных стереотипов.

 Чеховские персонажи и сегодня живут среди нас. Вот, например, Наталья Степановна из пьесы «Предложение», вроде бы ждет-не дождется, когда позовут замуж, ей бы терпения, но она вздорная, как сухая спичка, способная сиюминутно подпалить будущее счастье. Эту роль с блеском сыграла Наталия Зыкова.

 Актёрской удачей можно назвать исполнение Надеждой Разнициной жены губернского секретаря Настасьи Федоровны Мерчуткиной. Старуха в салопе, как ее представлял в пьесе Чехов, получилась у актрисы вневременным существом, раздражающим, занудным, и, беззащитным по ее собственным словам.

 Весьма колоритными получились персонажи у актера Александра Кузнецова. Таких противоположных героев - помещика Чубукова («Предложение») и лакея Луку («Медведь») он исполнил с легкостью, достоверностью и  юмором!

Запомнился и старик-бухгалтер Хирин («Юбилей») в исполнении Ильи Рафаевича. Задача перед молодым артистом стояла не из легких – роль-то ведь возрастная, но сыграл он с блеском, шаркая и брюзжа совсем по-стариковски.

 Чехов был и остаётся актуальным писателем и доктором, который не побоялся взяться за такого сложного больного как наше российское общество. На сцене «Гротеска» Чехов получился уморительно смешным и одновременно грустным. Грустным не от того, что все зрители в зале были в масках, а от того что чеховских персонажей в нашей жизни и сегодня полным–полно и никакими масками их не скроешь.

 И еще об одном герое этого театрального действа. О ее величестве Сцене. Режиссер театра Галина Анатольевна Яссиевич считает, что это мерило. «Наша крохотная сцена дает потрясающий эффект – она заставляет нас искать лаконичную, и при этом емкую сценографию, а еще - она словно сито просеивает зрителя. Оставляет в друзьях тех, для кого сотворчество с актерами и проживание конкретных эмоций - здесь и сейчас - важнее дорогих костюмов и декораций, или раскрученности театра».  И на этот раз Сцена была на высоте – декорированная всего лишь мобильными гипсовыми колоннами, да винтажным столиком для рукоделия, она дала возможность артистам и зрителям полностью окунуться в эпоху Чехова, насладиться, режиссурой, игрой и гениальным текстом.

  Спасибо тебе МОЙ ТЕАТР за новую незабываемую встречу!

 Татьяна Кузнецова, сентябрь 2020

Комментарии