Образование и развитие личности

Комментарии · 1204 Просмотры

Интервьюер: Кочергина Мария Владимировна
Интервьюируемый: Элла Тхашигугова, педагог-психолог, помощник заместителя председателя Парламента КБР

- Как, на Ваш взгляд, у нас в стране сегодня обстоит ситуация с высшим образованием?
- Какой многогранный вопрос. Рассуждать по нему можно много и долго. Мне нравится, что система высшего образования в постоянном движении и поиске новых программ, новых проектов. И несмотря на многие критические отзывы, не стоит на месте, развивается в соответствии с общемировыми тенденциями.
- Можно ли назвать высшее образование в России доступным?
-Вполне. Кто бы что ни говорил, есть выбор. Хочешь платное – плати и получай образование. Нет денег на платное? Будь добр, получай знания в школе, в системе довузовской подготовки, самообразовывайся и вперед на штурм лучших вузов. Тысячи успешных студентов могут подтвердить, что все перечисленное работает.
- Есть ли в университетах все необходимые условия для раскрытия потенциала студентов и их достойного обучения?
- Нет однозначного ответа на этот вопрос, потому как у одних вузов оснащение и партнерские дополнительные программы для студентов есть, которые способствуют раскрытию потенциала студентов. А иные практически выживают. Здесь вопрос к руководящим кадрам вузов.
- Какие, на Ваш взгляд, у российской системы образования есть достоинства и недостатки?
- У нас есть хорошая база, имеющая фундаментальное значение - наследство Советской научной системы образования. Категорически против слепого копирования какого-либо, пусть даже успешного, чужестранного опыта. Прежде чем внедрять в практику новое, необходимо учитывать специфику, культуру и психологию, вплоть до менталитета тех, кого будут обучать, и как впоследствии применять на практике. Не возникнет ли конфликта, сохранится ли связь в важных социокультурных подходах, нормах, потребностях.
- Что можно сделать для улучшения высшего образования в России?
- Более жестко отслеживать качество программ образовательных учреждений и организаций. Соответствие качества знаний.
- Как Вы считаете, насколько велики шансы устроиться на работу по специальности сразу после окончания университета или колледжа?
- У меня есть очень хороший и наглядный пример. С 2016 года генеральный директор компании ITV - Мурат Алтуев, мой земляк, является членом Попечительского совета Кабардино-Балкарского государственного университета. За несколько лет на базе КБГУ был открыт учебный центр компании, где стажируются студенты и работают выпускники университета.
Сегодня компания ITV во главе с Муратом Алтуевым является одним из главных стратегических индустриальных партнеров университета.
С 2020 года совместно с компанией ITV запланирована подготовка по двум направлениям подготовки:
01.03.02 Прикладная математика и информатика (профиль «Проектирование систем искусственного интеллекта», программа баклавриата)
01.04.02 Прикладная математика и информатика (магистерская программа «Моделирование систем искусственного интеллекта».
Благодаря этому сотрудничеству студенты зарекомендовавшие себя с лучшей стороны, гарантированно получат работу мечты в ведущей российской компании.
Компания ITV | AxxonSoft – лидер российского рынка в области разработки интеллектуальных интегрированных систем безопасности и видеонаблюдения. В ITV | AxxonSoft работает более 300 высококвалифицированных специалистов, компания имеет более 30 офисов в России и за рубежом и более 2500 компаний-партнеров – инсталляторов и интеграторов систем безопасности и видеонаблюдения. ITV | AxxonSoft сотрудничает с ведущими российскими и мировыми производителями оборудования для систем безопасности и является членом-спонсором (Contributing Member) форума ONVIF. Флагман продуктовой линейки ITV | AxxonSoft, многофункциональная программная платформа «Интеллект», лежит в основе проектов «Безопасный город», внедряемых более чем в 100 городах России и за рубежом.
Для чего такая детализация по компании? Чтобы наш читатель понимал уровень возможности по трудоустройству, которая предоставляется молодым людям из маленькой республики.
- Можете ли Вы назвать российское образование "технологичным" и "идущим в ногу со временем"?
Безусловно. Можно привести много примеров подобно сотрудничеству Компания ITV | AxxonSoft и КБГУ, который я упомянула выше. Подобная коллаборация и есть та самая «дорожная карта», идущая в ногу со временем.
- Готова ли наша система образования к вызовам будущего?
- На мой взгляд, да. Это не значит, что пришла пора почивать на лаврах. Нам есть куда двигаться и в каких направлениях еще развивать сферу высшего образования.
- Какими Вы видите университеты или колледжи через 20 лет?
- Некую коллаборацию работодателя и ВУЗа. И я преднамеренно работодателя поставила вперед. Потому как именно они определяют будущее вчерашних студентов. Именно работодатель должен быть в числе экспертов при включении программы в образовательную деятельность вузов. А работодатель напрямую исходить из реальных потребностей и с учетом изменений потребностей рынка труда на момент окончания обучения, даже заказчиком. Условно и в настоящее время так обстоит дело. Но много формальности. Если работодатель будет вкладываться или финансово или предоставлением материально-технической базы, у него будут и более высокие требования по качеству обучения. В общем это пойдёт на пользу всем участникам. Необходимо больше практики и проектной деятельности. Опять же с потенциальным работодателем.
- Как Вы думаете, нужно ли будет студентам будущего присутствовать на парах, конспектировать лекции или всё полностью перейдёт в онлайн?
- Допуская вариант онлайн по некоторым направлениям обучения, придерживаюсь точки зрения необходимости обязательного совместного присутствия студентов на лекциях и на время реализации проектов. Немаловажно, что студенты проходят этапы социализации, нетворкинга, которые будут способствовать успешному становлению. Где-то вузовская дружба приведет к дальнейшему сотрудничеству. История имеет множество примеров. Личное общение это симбиоз идей, видений, креатива для молодых людей. И чисто с психологической точки зрения было бы упущением упускать из виду психологический портрет абитуриентов или студентов. Их потребность расти в среде единомышленников.
- Насколько наша система высшего образования готова к дистанционному обучению с технической и психологической точек зрения?
- Ещё два года назад я сама лично завершила курс в ВУЗе посредством дистанционного образования. Несмотря на многие возникающие нюансы, я полагаю, вузы технически готовы в дистанционному обучению. Вторая часть вопроса более сложна. Частично я его озвучила в предыдущем ответе. Дополню, что как психолог, я понимаю, как пострадает качество обучения тех студентов, которые не имеют привычки самостоятельной работы. Той категории, которая не сформировала во время школьных лет самостоятельности к самообучению. Как ни странно, многие из числа учеников имеющих школьные аттестаты с высокими баллами, относятся к этой категории. А это большинство студентов вузов.

Комментарии